Развитие скоростных способностей у пловцов 9–10 лет
ВВЕДЕНИЕ
Рост спортивных результатов в плавании, возможность успешных выступлений в соревнованиях в значительной мере определяется постоянным совершенствованием системы подготовки спортсменов и в первую очередь – спортивной тренировки (Аикин, В. А. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом. М., 2015). В плавании проявление скоростных способностей специфичны. Например, пловец может иметь отличные результаты в отдельных формах быстроты и в то же время-посредственные результаты в плавании. Связано это со специфическими условиями водной среды, где эти способности необходимо проявить, исходя из этого скоростные возможности пловцов могут характеризоваться умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.
Под быстротой понимают способность человека (спортсмена) в максимально короткий отрезок времени совершать двигательные действия, решать двигательные задачи. Известны три основные формы проявления быстроты: 1 — латентное время двигательной
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЛАВАНИИ 6
1.1. Возрастные особенности пловцов 9–10 6
1.2. Понятие скоростных способностей и особенности их проявления в плавании 12
1.3. Факторы, определяющие уровень развития скоростных способностей 18
1.4. Средства и методы развития скоростных способностей 22
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы 30
2.1.2 Опрос 30
2.1.3 Педагогический эксперимент 31
2.1.4 Контрольно-педагогические тестирования 32
2.1.5 Методы математической обработки результатов исследования 33
2.2 Организация исследования 33
ГЛАВА III ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ 35
3.1. Результаты опроса 35
3.2 Анализ результатов тестов и контрольных упражнений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов, Р. А. Механизмы регуляций насосной функции сердца развивающегося организма в условиях различных двигательных режимов // Филология и культура. – 2004. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-regulyatsiy-nasosnoy-funktsii-serdtsa-razvivayuschegosya-organizma-v-usloviyah-razlichnyh-dvigatelnyh-rezhimov (дата обращения: 19.03.2023).
2. Авдиенко, В. Б. Искусство тренировки пловца. Книга тренера / В. Б. Авдиенко, И. Н. Солопов. – Москва : ИТРК, 2019. – 320 с.
3. Аикин, В. А. Современные аспекты спортивной тренировки в плавании за рубежом : научно-методическое пособие / В. А. Аикин, Ю. В. Корягина. – Омск : Сибир. гос. ун-т физ. культуры, 2015. – 32 с.
4. Архипова, Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе : учебное пособие. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2013. – 264 с.
5. Бабченко, А. П. Педагогические технологии развития двигательных качеств : учебное пособие / А. П. Бабченко, Л. Н. Коваль, Р. В. Гзирьян. – Ставрополь : Ставролит, 2016. – 180 с.
6. Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н. А. Баева, О. В. Погадаева. – Омск : Сибир. гос. ун-т физ. культуры, 2003. – 56 с.
7. Бакшеев, М. Д. Структура многолетней подготовки пловцов : лекция / М. Д. Бакшеев. – Омск : Сибир. гос. ун-т физ. культуры, 2004. – 36 с.
8. Барникова, И. Э. Компьютерная обработка экспериментальных данных в педагогике и биомеханике в области физической культуры и спорта: учебное пособие / И. Э. Барникова. – Санкт-Петербург : НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2016. – 184 с.
9. Бахрах, И. И. Спортивно-медицинские аспекты биологического возраста подростков : монография / И. И. Бахрах, Г. Н. Грец. – Смоленск : [б. и.], 2011. – 209 с.
10. Бачин, В. П. Возрастные закономерности формирования скоростных возможностей при плавании спортивными способами и методика их воспитания в многолетней подготовке пловца : учебное пособие / В. П. Бачин. – Омск : Сибир. гос. акад. физ. культуры, 2001. – 28 с.
11. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – Москва : Академия, 2003. – 416 с.
12. Вайнер, Э. Н. Валеология : учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – Москва : Флинта ; Наука, 2001. – 416 с.
13. Вайцеховский, С. М. Система спортивной
Эти комплексные формы проявления скоростных способностей требуют от пловца сочетания различных элементарных форм быстроты, таких как быстрота реакции, скорость одиночного движения и частота движений, а также координационных способностей и технических навыков.
В процессе скоростной подготовки следует учитывать то, что скоростные возможности пловцов в сложных комплексных двигательных действиях (старт, поворот, циклическая работа) определяется многими компонентами, требующими направленного совершенствования (Платонов В. Н. Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн. М., 2012). Такими компонентами могут быть физическая подготовленность, технические навыки, тактическая и психологическая готовность, а также опыт и квалификация пловца.
Факторы, определяющие уровень развития скоростных способностейОсновой развития и проявления скоростных способностей являются индивидуальные особенности метаболизма протекания биохимических и физиологических процессов в мышечн