Психолого-педагогическая профилактика межличностных конфликтов среди подростков в условиях учреждения среднего профессионального образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества обусловлен глобальными изменениями, вызванными возникновением острых противоречий во всех социальных сферах жизни граждан: рост взаимной нетерпимости, неприязни, неуверенности и неопределенности в будущем. Особенно трудно в сложившихся условиям подросткам не только в силу психофизиологических изменений организма, притязаний на взрослость, но и неумения адекватно реагировать на сложные жизненные обстоятельства. Поэтому подростки часто избирают деструктивные способы урегулирования разногласий и споров со сверстниками.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической профилактики межличностных конфликтов среди подростков в условиях учреждения среднего профессионального образования….…..…………………………………………….. 7
1.1 Понятие «межличностный конфликт» в психолого-педагогической литературе……………...……………………………………………………………... 7
1.2 Коммуникативная компетентность подростков как фактор бесконфликтного общения в учебном коллективе……………………………………………………… 10
1.3 Формы и методы психолого-педагогической профилактики межличностных конфликтов подростков со сверстниками…………......…………………………….13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической профилактике межличностных конфликтов среди подростков в условиях учреждения среднего профессионального образования…………………………… 21
2.1 Диагностика склонности подростков к межличностным конфликтам……….. 21
2.2 Содержание работы социального педагога по психолого-педагогической профилактике межличностных конфликтов среди подростков в условиях учреждения среднего профессионального образования…………………………… 27
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………………. 37
Список литературы…………………………………………………………………… 39
Приложение…………………………………………………………………………… 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 2022. – 195 с.
Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: МГППУ, 2019. – 210 с.
Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. – М.: Изд-во Гос. центр. ин-та физ. культуры, 2021. – 130 с.
Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 551 с.
Ахметшина И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – 141 с.
Балакирева Н.А. Психолого-педагогическая профилактика деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков / Н.А. Балакирева, И.А. Ахметшина, А.А. Лосева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - №74-1. – С. 319-323.
Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2021. – 244 с.
Болдина М.А. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению / М.А. Болдина, Ю.С. Никонов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 15. - №2. – С. 99-103.
Бутаева М.С. Психолого-педагогические условия профилактики и разрешения конфликтов в образовательной организации // NovaInfo. – 2017. - №60. – С. 420-424.
Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2019. – 397 c.
Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Пермь, 2003. – 24 с.
Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: учебник. – СПб.: КАРО, 2020. – 361 с.
Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 2023. – 174 с.
Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2021. – 356 с.
По мнению Г.Е. Григорьевой, профилактика межличностных конфликтов подростков выступает как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию главных причин и условий, появляющихся различного рода социальные отклонения в поведении подростков [11].
В позиции И.П. Андриади педагогическую профилактику межличностных конфликтов подростков следует рассматривать как специфичное создание особых педагогических условий, содействующих снижению и распространению данных явлений в социуме [3].