Формирование воспитательной и познавательной ценности у учащихся в изучении сказок великих сказочников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребенка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой – непременно хороший сын или дочь.
Обозначенные явления обусловили постановку проблемы исследования: какова роль сказок в процессе обучения младших школьников. Цель нашего исследования: состоит в решении поставленной проблемы.
Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы использования сказок в воспитании
младших школьников……………………………………………………………6
1.1 Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов
в процессе обучения младших школьников…………………………………… 6
1.2 Психологические особенности развития младших школьников……….11
Глава 2. Описание изучения опыта работы в развитии младших школьников.19
2.1 Роль сказок в процессе обучения младших школьников……………… 19
2.2. Сказки А.С. Пушкина – основа формирования духовно-нравственных ценностей у школьников ……………………………………………………… 25
2.3. Жанровое многообразие и художественная природа сказок
Х.К. Андерсена………………………………………………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 59
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………… 61
Приложение…………………………………………………………………… 64
Библиография
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.
2. Библиотека мировой литературы. Т.32. Сказки народов мира /сост. Аникин В.П. – М.: Дет. лит., 1985. - 733 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
4. Возрастная педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Академия,. – 207 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. -
346 с.
7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
8. Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. – 2005. - № 12. – С.12 -17.
9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
10. Мир детства: Младший школьник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
11. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М.: Знание, 1987.
12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: ЛГУ, 1986.
13. Расскажи мне сказку / сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 463 с.
14. Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Нач. школа. – 2004. - № 6.
15. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку?. –СПб., 2000. – 512 с.
16. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.
17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.
18. Андерсен Х.-К. Сказки и истории. Т. 1. Л, Художественная литература, 2000.
19. Брауде Л. Ю. Жизнь и творчество Ханса Кристиана Андерсена. Л, 2001.
20. Брауде Л. Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 2005.
21. Брауде Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе [к 100-летию со дня смерти]. – В сб.: Детская литература. М., Детская литература, 2000.
22. Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. Л., Просвещение, 2001.
23. В.Г. Белинский. Импровизатор, или Молодость и мечты итальянского поэта. Роман датского писателя Андерсена– В.Г. Белинский. Полн. собр.соч., т. VIII. М., 1955.
Обращение к Пушкинским сказкам в 5 классе не лишено внутренних противоречий. С одной стороны, ребята с готовностью отдаются чарующей гармонии сказочного мира, пленительного слова, интонации; с другой стороны, эта стихия представляется им изначально понятной, известной, не требующей каких-либо усилий, открытий.
Словом, высокий нравственный, философский смысл сказок зачастую так и остаётся скрытым от читателя. Поэтому так важно помочь пятиклассникам заново открыть для себя сказки Пушкина как единый неповторимый мир, понять оригинальность их как явления литературы. “Поэт как бы приглашает проникнуться “карнавальностью” его сказок, вступить в игру, то есть, войдя, в условный, “замкнутый мир сказки, в то же время не потерять чувство реальности”.
Первое знакомство с Пушкиным в начальной школе и в пятом классе мы начинаем со сказок – это открытие красоты и безграничности мира и власти поэзии. Строфы о русском народе, о прелести каждого из времён года, вступление к поэме “Руслан и Людмила” [“У лукоморья дуб зелёный...”], сказки, в которых злые силы отступают перед могуществом добра, в которых мир дан как гармоническое равновесие, в конце концов устраняющее нарушение справедливости, - вот тот пласт пушкинского творчества, который близок дошкольникам и младшим школьникам и оказывается родственным детской влюбленности в жизнь и несокрушимой вере в добро.