Игровая деятельность как фактор социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития

Скачать дипломную работу на тему: "Игровая деятельность как фактор социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития". В которой проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Разработана коррекционная программа для дошкольников с ЗПР по развитию социально-коммуникативных навыков с использованием игровых методов.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.10.2024
Объем файла
242 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В условиях ускоренного развития психологической науки в сегодняшних реалиях все больше времени стало уделяться изучению разнообразию вариаций детского развития. Численность детей с нарушениями в развитии становится с каждым годом все больше, что можно объяснить, как социальными аспектами современного общества, так и совершенствованием диагностических методов, позволяющих выявить нарушение на раннем этапе жизни. Однако наиболее выраженными проблемы развития становятся в педагогическом процессе, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении.
Исследовательские работы в отечественной науке по специальной психологии рассматривают и изучают различные темы, расширяющие понимание природы нарушения психического развития. Так, описаны причины задержки психического развития и классифицированы виды нарушений по этиологическому, этиопатогенетическому принципу, а также на основе биологических факторов (М.С. Певзнер, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. В. Ковалёва, Гайдук, Ф. М. и др

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 9

1.1 Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: сущность понятия и особенности 9

1.2 Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психического развития 13

1.3 Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников с задержкой психического развития 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25

2.1 Организация, методы и методики исследования 25

2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Артюхова И. С., Белькович В. Ю. Играем, дружим, растём : сборник развивающих игр. Средняя группа : практическое пособие – 2-е изд. – Москва : Русское слово, 2018. – 33 с.

2. Бабкина, Н. В. Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям / Н. В. Бабкина // Педагогика и психология образования, 2016. - №2. - С. 100-110.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с

4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

7. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2004. - 512 с.

8. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.

9. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста : учебник для вузов (бакалавриат) : [12+] / Г. В. Гуровец. – Москва : Владос, 2021. – 361 с.

10. Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014.

11. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор). Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. 2018;(1):4-12.

12. Захарова Л.М. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста : Учебное пособие — Москва : Русайнс, 2024. — 153 с.

13. Играем, дружим, растём : сборник развивающих игр. Старшая группа : практическое пособие / авт.-сост. И. С. Артюхова, В. Ю. Белькович. – 2-е изд. – Москва : Русское слово, 2018. – 49 с.

14. Ильясова, В.И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в ДОУ:[Текст]: Учебно-методическое пособие / И.В. Ильясова. Под общей редакцией Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2017. – 65с.

15. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. // Дефектология

И. Ю. Левченко пишет, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР обладают рядом характерных особенностей. У них наблюдается неготовность к обучению, связанная с отсутствием необходимых для усвоения образовательной программы знаний и умений. Без коррекционных занятий дети с ЗПР не способны овладеть чтением, письмом и счетом. Часто они читают медленно, по слогам, не соблюдая интонацию, они совершают большое количество ошибок при чтении. Также такие дети не понимают отдельных слов и фраз, затруднен поиск причинно-следственных связей, однако в отличие от детей с умственной отсталостью дети с ЗПР стремятся понять смысл прочитанного.
У большого количества детей с ЗПР возникают трудности с процессом овладения письмом. Часто у них встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумени