Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников
Введение
Современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают высокие требования как к метапредметным, предметным результатам обучающихся, так и к личностным образовательным результатам старшеклассников. В связи с возросшими требованиями в образовании становится более актуальным вопрос психологического развития личности обучающегося.
Сегодня для образовательных учреждений особенно важными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии, с развитыми духовными и нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Формирование представленных личностных особенностей возможно лишь тогда, когда обучающиеся способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние. Другими словами, обучающийся должен иметь высокую стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость выступает как одно из обязательных условий социализации, успешной личностной и про
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития стрессоустойчивости у старшеклассников 6
1.1. Феноменология стресса и стрессоустойчивости в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Психологические особенности стрессоустойчивости старшеклассников 13
1.3. Формы и методы развития стрессоустойчивости старшеклассников 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей стрессоустойчивости старшеклассников 29
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 29
2.2. Программа развития стрессоустойчивости у старшеклассников 39
2.3 Эффективность программы развития стрессоустойчивости у старшеклассников 43
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список литературы 53
Список литературы
1. Акарачкова, Е.С. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков / Е. С. Акарачкова, С. В. Вершинина, О. В. Котова, И. В. Рябоконь // Вопросы современной педиатрии. –2013. –No12(3). –С.38-44.
2. Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 219 с.
3. Анохина С.А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2007. № 2. С. 130–136.
4. Аптикиева Л.Р. Психолого-педагогический аспект преодоления стрессовых ситуаций в подростковом возрасте // Вестник ОГУ. 2019. №2 (220).
5. Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья: сборник научных статей участников электронной научной конференции с 1126 международным участием, Казань, 25 декабря 2015 года / научный редактор: Л.Е. Савич, С.В. Шушарджан; составитель: Л.Е. Савич, А.С. Нурмухаметова. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2016. – 288 с.
6. Бадмаева З.А., Джилеева Б.П. Проблемы формирования стрессоустойчивости у студентов // Инновационная наука. 2020. №5.
7. Белова, Е.А. Особенности учебного стресса старших школьников (гендер-ный аспект) / Е.А.Белова // Женщина в российском обществе. –2013. –No4(69).–С.92-97.].
8. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014.- С.74. – с.25
9. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2017. – С. 301-302.
10. Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
11. Буравлева, Т.А. Переживание подростками чувства взрослости / Т. А. Буравлева // Школа молодых новаторов : Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах, Курск, 17 июня 2022 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 29-31.
12. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017. – 200 с.
13. Бусыгина И.С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Психология. Психофизиология. 2013. Т. 6. № 2. С. 93–96.
14. Дмитриева Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцовцова. – СПб.: ГАЛАРТ+, 2016. – 242с.
15. Дмитриева Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирование и психоте
В качестве второго фактора может выступить страх подростков перед предстоящим. Подростков пугают предстоящие экзамены, требования высших учебных заведений (в частности, необходимые для поступления баллы), необходимость выбора профессии.
Третий фактор – нежелание учиться – Е. А. Белова рассматривает как следствие высоких академических нагрузок и длительного психического напряжения, как способ организма получить отдых.
Другие составляющие структуры стрессогенных факторов –авторитарные преподаватели, отсутствие навыков самоорганизации и тайм-менеджмента, а также проблемы в личной жизни [7].
Также среди стрессогенных факторов для обучающихся старших классов можно отметить страх не оправдать ожидания окружающих: определенное поведение, высокие оценки учебной деятельности, участие в олимпиадах и другой деятельности. Отдельно среди факторов, провоцирующих стресс у современных подростков, выделяют цифровизацию и информатизацию, адаптацию к новым условиям,