Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Введение
Актуальность исследования. Важным направлением работы университетов по изменению ситуации с состоянием учащейся молодежи является внедрение в практику адаптивной физической культуры. По данным ВОЗ, детей с диагнозом ДЦП рождается с каждым годом все больше, а значит в будущем мы получим ситуацию, в которой количество студентов с диагнозом ДЦП также увеличится. Все мероприятия, направленные на улучшение качества жизни студентов с ДЦП являются востребованными, и это поясняет актуальность работы.
Данной работе предшествовал ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение физических особенностей молодежи с ДЦП. Для решения задач лечебно-физической культуры при ДЦП отечественные и зарубежные исследователи разработали ряд методов. Среди них можно назвать К.И. Бобат, С.А. Ботрфельда, И. Войта, К.А. Семенову и др. Было доказано, что при своевременном лечении и физическом воспитании учащиеся обнаруживают тенденцию к улучшению двигательных навыков [7].
По мнению Баранов
Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СМГ с ДЦП 8
1.1. Общая характеристика студентов с ДЦП 8
1.2 Особенности физической подготовки студентов специальных медицинских групп 19
1.3 Специфика адаптивной физической культуры студентов с ДЦП 24
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
3.1. Внедрение предложенных методов в занятия студентов специальной медицинской группы с ДЦП 35
3.2. Методика и результаты исследования 40
Заключение 45
Список литературы 47
Список литературы
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июня 2015 г. «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при детском церебральном параличе (фаза медицинской реабилитации)» № 349н» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения российской федерации союз педиатров России. – URL: https://www.vodkb.ru/wp-content/uploads/2017/03/dcp.pdf (дата обращения: 23.11.2022).
3. Федеральный закон от 24.11.1995 (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ»// Правовая справочно-информационная система «Гарант»
4. Акош К.М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика. – 2-ое изд.испр. и доп. - М.: Просвещение. – 2016. - 248с.
5. Антипенко Е.А., Шулындин А.В., Густов А.В. Детский церебральный паралич у взрослых // Медицинский альманах. – 2016. – № 5 (45). – 173-175 с.
6. Артеменкова Л.Ф. Реабилитационные мероприятия в системе работы с детьми раннего возраста с диагнозом ДЦП // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3(58). – 76-78 с.
7. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л.С., Кузенкова Л. М., Куренков А. Л., Клочкова О. А. Детский церебральный паралич у детей. Клинические рекомендации. – Министерство здравоохранения РФ, Союз педиатров России. - 2016. – 478 с.
8. Батышева Т.Т., Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В. Совершенствование доступности и качества медицинской помощи и реабилитации детей с детским церебральным параличом // Педиатр. – 2016. – № 7(1). – 65-72 с.
9. Белокрылов Н. М. Лечебная физическая культура в ортопедии и травматологии [Электронный ресурс]: учебник/ Н. М. Белокрылов, Л. В. Шарова; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь: ПГГПУ. - 2015. - 123 с.
10. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика - Изд. 5-е. - Москва: URSS. - 2022. – 224 с.
11. Быкова О. В., Платонова А. Н., Балканская С. В., Батышева Т. Т. Детский церебральный паралич и эпилепсия: подходы к лечению и реабилитации. // Журнал неврологии и психиатрии, 2014. – № 7. – 22-27 с.
12. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов / Э. Н. Вайнер. – М.: КНОРУС. - 2016. – 346 с.
13. Варфоломеева З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр./ З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта. - 2015. - 47 c.
14. Вельтищев Ю.Е., Клембовская А.И. Теоретическая медицина и педиатрическая практика. Факторы формирования хронической патологии у детей. – М.: Просвещение. - 2017. – 76 с.
15. Винник Дж. П. Адаптивное физическое воспитание и спорт - Киев: Олимпийская литература. - 2016. - 608 с.
16. Волкова Е.А., Жуков
Симптомы церебрального паралича и их выраженность могут варьировать в течение жизни, несмотря на то, что повреждение мозга остается неизменным».
Также специалисты считают, что ДЦП не является наследственным заболеванием, оно не передается от родителей к детям, однако, от родителей к детям могут передаваться предрасполагающие к церебральному параличу причины (например, семейные нарушения свертываемости крови, приводящие к преждевременным родам)
Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию студента, на его отношение к окружающему миру, следствием чего появляется искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У таких студентов наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в