Выявление личностных качеств подростков, склонных к буллингу
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день наиболее сильно выделяются проблемы психологического благополучия человека, причем как на уровне государственности, так и на уровне обеспечения организации психологической безопасности каждого человека. Наблюдается учащение проявлений различных форм деструктивного социального взаимодействия, социального притеснения отдельных личностей и социальных групп, таких как терроризм, агрессивные нападения, моббинг, буллинг, и иные.
Все чаще в психологии, как науке появляется феномен буллинга, обнаруживаемый и во взаимодействии представителей различных социальных групп, и внутри какой-либо одной социальной группы. Значительно возрастает количество проявлений буллинга в структуре социального взаимодействия трудовых, воинских, ученических и иных коллективов. Исследователи в своих трудах все чаще ставят во главу угла те или иные аспекты форм деструктивного взаимодействия в социальных группах, в том числе: буллинг в силовых и военных
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Буллинг как деструктивное социальное взаимодействие, его участники в подростковой среде 9
1.1. Буллинг как деструктивный вид социального взаимодействия: основные признаки и научные подходы 9
1.2. Социально-психологические характеристики подростков – участников буллинга, занимающих разные ролевые позиции 20
1.3. Психологические последствия буллинга для личности подростка и его социализации 30
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Организация и методы исследования. Анализ результатов 37
2.1. Цель, задачи, объект и предмет исследования. Применяемые методики 37
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3. Выявление различий в особенностях личностных качеств школьников – участников буллинга 55
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 72
Библиографический список
1. Абдулова Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Абдулова. – М.: Академия, 2008. – 128 с.
2. Алексеева И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь / И.А. Алексеева. – [Электронный ресурс]. – URL: http://psy.su/feed/2510/
3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – Нью-Йорк, 1968. – 218 с.
4. Антоньян Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антоньян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. – М.: ПЕНАТЕС - ПЕНАТЫ, 2000. – 454 с.
5. Асанова Н.К. Жесткое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты. / Н.К. Асанова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 512 с.
6. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию / Р.Л. Аткинсон. – М.: Прайм- Еврознак, 2003. – 713 с.
7. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова. – М.: Экон-Информ, 2009. – 247 с.
8. Биктагирова Г.Ф. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика / Г.Ф. Бактагирова, Р.А. Валеева, А.Р. Дроздикова-Зарипова, Н.Н. Калацкая, Н.Ю. Костюнина. – Казань: Издательство «Отечество», 2019. – 320 с.
9. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Просвещение, 2008. – 202 с.
10. Баркан А. Дедовщина в школе или школьный буллинг / А. Баркан. – [Электронный ресурс]. – URL: http://abarkan.ucoz.com/publ/dedovshhina v shkole ili shkolnyj bulling/1-1-0-18.
11. Бердышев И.С. Жестокое обращение в детской среде / И.С. Бердышев. – [Электронныйресурс]. – URL: https: //fobr.ru/wp- content/uploads/2017/10/berdushev statistika-bulling2.pdf.
12. Бочавер А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. Бочавер, К. Хломов // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. – 2013. – №3. – С. 149-159.
13. Бочавер А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д, Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 177–191.
14. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2006. – 97 с.
15. Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко // Вестник Краснояркого государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – №3. – С.138- 143.
16. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы
В исследовании В.Р. Петросянц, посвященному изучению психологических характеристик участников буллинга, сформирован такой «психологический портрет» буллера: с одной стороны, ребенок-агрессор характеризуется высоким уровнем нестабильности эмоциональной сферы (раздражительность, вспыльчивость, подавленность эмоций); с другой стороны, у ребенка-буллера отмечается аутосимпатия, высокий уровень самопринятия и самооценки. В межличностных отношениях ребенку-буллеру характерны высокий уровень агрессивности и враждебности, а также ведомость, интернальность, слабо развитые коммуникативные способности, зависимость от мнения других людей. Буллеру также присущ низкий уровень нервно-психической устойчивости, и, соответственно, адаптивности [Петросянц, 2011].
Согласно результатам исследования, проведенного О.Л. Глазман, хотя буллер имеет в классе низкое положение в системе межличностных отношений, он вполне удовлетворен общением (в своем более близком кру