Гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
Введение
Проблема профилактики агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте занимает сегодня одно из центральных мест в практической психологии. Современный информационный мир переполнен примерами агрессивного поведения и проявлений агрессивности, зачастую воспринимаемых как должное, как неотъемлемая часть общественного бытия. Новостные ресурсы, сообщающие о военных столкновениях и совершаемых преступлениях, фильмы, содержащие откровенные сцены насилия, насилие на бытовом уровне – всему этому являются свидетелями дети и подростки, которые воспринимают агрессивные формы поведения как нормальные.
Агрессивное поведение, агрессия является в первую очередь реакцией на ситуацию дискомфорта, как физического, так и психологического, а также реакций на стрессы и фрустрации, которые приводят к состоянию дискомфорта. Кроме этого агрессивное поведение выступает в качестве искаженного средства для повышения собственного статуса через самоутверждение открытой силой в коллективе.
Пр
Содержание
Введение 7
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме агрессивности и агрессии 12
1.1. Понятие агрессивности и агрессивного поведения в психологической науке 12
1.2. Агрессивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема 22
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Теоретический анализ научной литературы (отечественной и зарубежной) по проблеме пола и гендера 40
2.1. Понятие пола и гендера в психологической науке 40
2.2. Гендерные особенности подросткового возраста 51
Выводы по Главе 2 55
Глава 3. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления агрессивного поведения подростков 57
3.1. Методологические основы исследования 57
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных особенностей проявления агрессивного поведения подростков 61
3.3. Результаты статистического анализа данных исследования 70
Выводы по Главе 3 75
Заключение 78
Список литературы 80
Список литературы
1. Айкешева, А. С. Гендерные различия в агрессивном поведении подростков // Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования: материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск, 2018. – С. 117–122. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36618862 (дата обращения: 01.11.2022 ).
2. Альманах кафедры клинической психологии и психоанализа. Выпуск 1. Феномен агрессии. Природа и перспективы исследования. – М.: ERGO, 2014. – 729 c.
3. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди / Ю. М. Антонян. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 312 c.
4. Багина, А. Н. Гендерные различия в агрессивном поведении подростков // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 207–209.
5. Белковская, Д. С. Гендерные различия в проявлении агрессивного поведения у подростков // Психологическая студия: сб. науч. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей каф. приклад. психологии ВГУ им. П. М. Машерова / под ред. С. Л. Богомаза и др. – Витебск, 2017. – С. 17–19. – Электронная копия доступна на сайте Репозитория ВГУ им. П. М. Машерова. URL: https://rep.vsu.by/handle/123456789/24532
6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
7. Гаджиева, П. Гендерные различия в проявлении агрессивного поведения подростков / П. Гаджиева, А. А. Цахаева // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: материалы 6 междунар. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2019. – Т. 2, ч. 3. – С. 293–302.
8. Гришина, Н. В. Условия психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества Материалы Межрегиональной научной конференции. 2018. С. 246.
9. Гурьев, М. Е. Типологическая характеристика агрессивного поведения современных подростков: Проблемы теории и практики современной психологии // Сборник статей XIV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2015. С. 179.
10. Дубровина, И. В. Психология подростка. Самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей / И. В. Дубровина, Ж. К. Дандарова, А. А. Реан; под ред. А. А. Реан. – М.; СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. – 512 с.
11. Зимина, М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М. А. Зимина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1354–1357.
12. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 288 с.
13. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. – М.: Питер, 2014. – 157 c.
14. Ильин, Е. П. Психология эмоций
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
- проявлять открыто, получая жизненный опыт, следуя этим путем, он либо добивается авторитета и самореализации, либо не выдерживает: спивается, употребляет наркотики, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством и т.п.;
- прятать и подавлять: становиться послушным, но при этом утрачивать активность, самостоятельность, энергию, ничего особого в жизни не добиваясь.
Н. И. Корытченкова разработала модель уровней агрессии подростков в зависимости от характера поведенческой регуляции и способов переработки информации [24]:
1. Уровень генерализованной агрессии (против «всех» и «вся»).
Подростки используют физическую агрессию для удовлетворения своих прим