Особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях студентов вуза
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена важностью в изучении особенностей не только обучения студентов вуза, их психологического состояния, но и изучения особенностей поведения в различных конфликтных ситуациях. Данный вопрос вызывает интерес у многих отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются исследованиями проблем студентов. В период студенчества у молодых людей происходит процесс в формировании профессиональных и личностных характеристик, влияющие на профессиональное будущее специалистов. Соответственно, такие личностные качества как умение правильно выходить из конфликтных ситуаций является важным показателем для специалиста любой сферы или отрасли.
В процессе нахождения в конфликтной ситуации человек может проявлять и использовать различные формы поведения, а также выхода из данного конфликта. На это влияет множество различных факторов, начиная от личностных особенностей поведения, черт характера, а также от категории оппонентов. В настоящий момент тему
Содержание
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 8
1.1. Психологическая сущность феномена конфликта и конфликтной ситуации 8
1.2. Общая характеристика возрастных особенностей студентов 14
1.3. Особенности проблем коммуникации и взаимодействия в студенческой группе 18
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов психологической диагностики испытуемых-студентов 26
2.3. Пути и способы профилактики и разрешения конфликтов в студенческой группе 32
Выводы по главе 2 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ 36
3.1. Формы и виды психологического консультирования, направленного на разрешение конфликтов в студенческой группе 36
3.2. Психологические рекомендации по организации индивидуального и группового консультирования студентов 40
Выводы по 3 главе 42
Заключение .43
Список литературы 47
Список литературы
1. Федеральный закон от 12.01.1996 No10 – ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г.Ананьев //Современные психологические проблемы высшей школы. - Л.,1974.-280 с.
3. Ануфриюк, К.Ю. Стили общения и защитные механизмы личности в юношеском возрасте / К.Ю. Ануфирюк. - СПб., 2005. - 156–158 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ. 2000. – 551 с.
5. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. - М., 1996 – 77-81с.
6. Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 2000.
7. Богачёва Т. И. Исследование социабельности как личностной характеристики лидера : построение опросника и его валидизация / Т. И. Богачева // Экспериментальная психология. – 2021. – Т. 14, No 4. – С. 76–89.
8. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
9. Вахин, А.А. Основные методы урегулирования конфликтов в организационных группах (коллективах) / А.А. Вахин. – М., 2006. – 34 с.
10. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал.- 1994. - Т. 15. - No 3. - С. 131- 135.
11. Гилева, И.О. Психологическое сопровождение становления личности в процессе вузовской подготовки // Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе: Материалы региональной научно-практической конференции. – Барнаул, 2002. - С. 44-47.
12. Голынчик Е.О., Батхина А.А. Стратегии поведения в межличностном конфликте у студентов: кросс-культурное сравнение // Психологические исследования. 2017. Т.10, No53. С. 12. URL: http://psystudy.ru
13. Гришина, Н. В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов / Н.В. Гришина. - Л., 1978. – 45-47 с.
14. Гришина, Н. В. Производственные конфликты и их регулирование / Н.В. Гришина // Промышленная социальная психология. -Л., 1982.-108-111 с.
15. Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений студенческой группе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. - с. 70-72 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/ (дата обращения: 20.04.2023).
16. Добровидова Н.А. Взаимосвязь личностных
Наиболее важным фактором, влияющим на личность студентов, являются человеческие факторы. Студенческая учебная группа – это одна из форм групповой общности, в которой состоят молодые люди, имеющие общую цель – профессиональное обучение и приобретение профессии ли специальности. В студенческой группе происходят различные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, которые оказывают значимое влияние на личности участников студенческой группы, на их профессиональные и учебные успехи [19].
Социально-психологические и личностные характеристики студентов являются важными факторами в формировании студенческих групп, и процессов там протекающих. Социально-психологические характеристики студентов – это набор определенных явлений и процессов, которые характеризуют свойства, особенности и качества членов группы, различных социальных групп, коллективов, обусловленных или факторами социально