Метафорические образы пейзажной лирики Есенина традиции и новаторство
ВВЕДЕНИЕ
Творчество С. А. Есенина – одна из самых ярких страниц русской литературы. Его творчество отражают жизнь российского общества конца XIX и начала XX веков. Обращение к творчеству русского поэта С. А. Есенина чрезвычайно актуально и важно для понимания истории русской советской литературы. Для того, чтобы раскрыть феномен легендарного поэта, необходимо погрузиться в его поэзию, осознать и понять его лирического героя, оценить и проанализировать основные направления его творчества.
С. А. Есенина называют великим русским национальным поэтом XX века. Корни неповторимого дарования можно обнаружить в глубинах народного мироощущения, в русской культуре и истории. С. А. Есенин появился в русской литературе на историческом переломе и смог запечатлеть это трагическое время, сумел наиболее остро отразить разлад, отчаяния, надежды, заблуждения и противоречия эпохи, что можно считать исторической заслугой поэта. Как известно, творческое наследие С. А. Есенина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОЭТА В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ: ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА7
1.1. Традиции русской классической поэзии в пейзажной лирике7
С.А. Есенина7
1.2. Традиции Серебряного века в построении метафорических образов природы в лирике С.А Есенина14
1.3. Мифопоэтический образ деревни и деревенской природы в лирике С.А. Есенина: народные и национальные истоки26
Выводы по первой главе32
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ПРИРОДЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО35
2.1. Проблема взаимоотношений города и деревни в пейзажной лирике С.А. Есенина35
2.2. Послереволюционный облик деревенской Руси и отражение в пейзажной лирике нового взгляда на мир39
2.3. Урбанистические мотивы в пейзажной лирике послереволюционного периода47
Выводы по второй главе53
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИННОЙ КАК ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАСННОГО ЧТЕНИЯ55
3.1. Литературная гостиная как форма урока внеклассного чтения в старших классах55
3.2. Литературное кафе начала XX века: опыт исторической реконструкции59
3.3. Моделирование литературной гостиной для обучающихся 11 классов61
Выводы по третьей главе63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ67
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аристотель Поэтика. – М.: Рипол Классик, 2017. – 289 с.
Ахметова О.В. О роли литературной гостиной в формировании компетентной личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – № 3. С. 123–127.
Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. С. 5–32.
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – Л.: Прибой, 1929. – 234 с.
Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л.: 1990. С. 81–89.
Белинский В. Полн. собр. cоч. в XIII Т. - М.: 1953-1959 - Т. IX. С. 534.
Блэк М. Метафора // Теория метафоры / пер. с англ., общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990. С. 153–172.
Бубнов С.А. Поэзия С.А. Есенина в восприятии литературной критики 1915–1925 годов. ‒ Орел: Издательство Орловского государственного университета, Полиграфическая фирма «Картуш», 2019. С. 18.
Богоявленская К.Ф. Есенина торопили... [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esenin.ru/oesenine/vospominaniia/bogoiavlenskaia-k-f-esenina-toropili/vse-stranitcy (дата обращения 14.05. 2023).
Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: монография. – Рязань: Узорочье, 2002. С. 17.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под общ. ред. Л. В. Чернец и др. – М.: Наука, 1999. С. 123.
Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. С. 173–193.
Джордж Л., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 27.
Дронсейка Р.П. Концептуально-языковое пространство русской деревни в лирике Сергея Есенина // Язык. Словесность. Культура. – 2015. – № 6. С. 10-35.
Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы). – М.: ЭКСМО, 2020.
Занковская Л.В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы двадцатых годов ХХ века. – М.: АСТ, 2020. С. 90–98.
Иванова И.С.
Современная эстетика трактует образ как единство общего, особенного и индивидуального. Однако, содержание и объем художественного образа уточняются благодаря другим областям знания, где также используется данное определение. Важно отметить, что значения одного и того же слова в разных терминологических системах существенно отличаются, поэтому требуется их разграничение. В теории познания образ определяется как любое отражение действительности, будь то понятийное или чувственное. А в психологии он является представлением, не воплощенным в материальных знаках.
Это говорит о том, что образ можно выразить как словами и понятиями, так и через различные формы искусства и визуальные изображения. В эстетике образ рассматривается как неразложимое единство общего, особенного и индивидуального. Для уточнения содержания и объема художественного образа привлекаются другие смежные области знания, где также используется данное определение.