Методы исследования девиантного поведения подростков: социологический анализ
Введение
Актуальность исследования.
Социальная активность, как один из вариантов профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания несовершеннолетней молодежи. Рост беспризорности и правонарушений связан с социально-экономической неустойчивостью во многих семьях, недостатком денежных средств, а также возможностью найти работу. Активность сориентирована на создания условий личного развития воспитанников и обучаемых.Необходимо отметить, что развитие подростков воздействуют разные факторы неблагополучия: социально-демографические, экономические, психологические, криминальные, а также медико-социальные факторы. Присутствие того или иного фактора социального риска во многом обозначают появление социальных девиаций в поведении подростков, рождает беспризорность и противозаконность среди подростков и требуют к себе особого внимания субъектов профилактики. Создается она на базах общеобразовательных организациях, где необходим
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования девиантного поведения подростков………………………………………………….6
Основные направления и методы исследования девиантного поведения………………………………………………………………..6
История изучения девиантного поведения подростков выработки и применение профилактических мер……….…………..17
Глава 2. Опыт исследования девиантного поведения подростков на примере общеобразовательного учреждения (школе) и применение социологического анализа как инструмента…………………………23
2.1. Методы исследования девиантного поведения подростков и особенности социологического анализа процесса…………………..23
2.2. Практика применения социологического анализа при исследовании девиантного поведения подростков на примере МОУ СШ №103…................................................................................25
Заключение………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Акимжанов, Т. К. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка– как самостоятельный объект профилактического воздействия / Т. К.Акимжанов // Юрист Юга России и Закавказья. – 2016. – № 4. – С. 24-31.
2. Алауханов, Е. О. Профилактика преступлений : учебник / Е. О. Алауханов, З. С. Зарипов. — Алматы :Нурпресс, 2008. — 375 с.
3. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец-ти 4.Алексеев С.Л. Профилактика девиантного поведения молодежи.Психолого правовой аспектМ.2012«Соц. педагогика» / Б. Н. Алмазов. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 285 с.
5.Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 394 с.
6. Андрианова Р.Х. Девиантное поведение подростков:сущность,причины и социально-педагогическая профилактика 2015.№1 с.34-40
7. Апинян Г.В. О понятиях «девиации», «девиантность», «девиантное поведение»/Г.В. Апинян//Известия Российского государственного университета им.А.И.Герцена.-2009-№3 с.109-112
8. Баженов, В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов, В. П. Баженова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007. — 320 с. — (Высшее образование).
9. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Г. Ф. Бедулина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2013. — 192 с.
10. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.,1939. С.393.
11. Беличева, С. А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников : учеб. пособие / С. А. Беличева. — СПб. : Питер, 2012. — 336 с.
12. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики //кн. для учителей и студентов высш. и сред. учреждений образования // А. С. Белкин. Урал. гос. пед. ун-т // Департамент психол.-пед. образования. Екатеринбург, 2002. С.
Он считает, что, пренебрегая личностное начало в человеке, имеющее свою историю и многоплановую организацию, нереально выяснить, что все-таки нарушено в структуре аномального поведения, но не зная этого, невозможно вернуть его к норме. В современной психологии существуют многочисленные описания различных вариантов родительских позиций, отношений. К числу таких позиций можно отнести: 1) симбиоз, который характеризуются чрезмерной эмоциональной близостью; 2) авторитарность, максимально подавляющая волю ребенка; 3) эмоциональное отвержение, при котором ребенок считается «маленьким неудачником»; 4) сотрудничество, при котором реализуется субъект-субъективный подход к воспитанию; 5) гибкая воспитательная позиция, строящаяся на основе ориентировки на конкретную ситуацию. Со школы начинается формирование зрелой личности, становление характера и определенного мировоззрения. Так как школа занимает большую часть времени ребенка, именно она оказывает влияние на то как ребенок будет себ