Образно-художественные средства в традиционных календарных праздниках (на примере Троицкого обряда «Завивание березки»)
Введение
Актуальность. Изучение и осмысление истории и культуры своего народа делает человека духовно богаче, формирует нравственные качества личности, помогает избежать ошибок прошлого. Одной из главных задач в современной цивилизации ставится сохранение традиционных духовных ценностей, культурной индивидуальности и национальных особенностей. Все эти проблемы можно решить, только действуя локально, своевременным изучением, осмыслением преемственности и популяризации традиционной культуры.
На протяжении длительного времени народ обращается к своим истокам, происходит возрождение национальной культуры с ее традициями, обычаями, праздниками. Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрение народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Многие праздники русских, возникшие как календарные, тесным образом связаны с христианством. Одним из таких является народный календарный праздник
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХСРЕДСТВ В ТРАДИЦИОННЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ 5
1.1 Роль образно-художественных средств в традиционных календарных праздниках 5
1.2 Обряд «Завивание березки» как одно из средств создания художественного образа в календарном празднике Троица…………….... 10
2 ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ ОБРЯДА «ЗАВИВАНИЕ БЕРЕЗКИ» 19
2.1 Режиссерская разработка обряда «Завивание березки» 19
2.2 Сценарий обряда «Завивание березки 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. - М.: Аспект-Пресс, 2012г.
Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции//СЭ, 2013г, - № 2.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 2015г.
БочароваЕ.В. Традиционная народная художественная культура Программа и методические рекомендации 2014г.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18-20 века. 2013г. С - 35.
Гайдак Т.А. Обычаи и обряды в традиционной культуре 2012г. С - 72
Денисова И.М. Древнерусские обычаи 2011г. С – 148
Добромыслов А.М. Обряды и ритуалы на территории Забайкальского края 2015г.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии 2012г С – 349
Зенкова Т.М. «Народная традиционная культура семейских Восточного Забайкалья: история и современность». Чита. 2010г С. 64
Зернова А.Б. «Народные праздники на Руси» 2013г. С 27-29
Кириллов И. А. Сущность обряда 2015г
Макаренко А.А. «Традиции русского народа». 2015г. С – 112
Марков О.И. Сценарная культура режиссеров 2012г С – 143
Некрылов А.Ф. .«Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.2011г С – 476
Пропп В. Я, Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 2013г. С - 73.
Соколова В.К. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 2012г С – 224
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 2014г. С – 213
Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2011 г.
Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980. ~№3.
Чекулаева Е.О. «100 Великих праздников» М.: Вече, 2012г.
Электронный ресурс: http://www.abc-people.com/shop/trinity.htm — Троица. (дата обращения:
Электронный ресурс: Святая Троица http://book-science.ru/social/skd/sravnitel-nye-tablicy-tradicionnyh-prazdnikov-i obrjadov.html (дата обращения: Электронный ресурс: http://bujan.ru/tainstvo/obr.html
Девушки все вместе завивали одно дерево, иногда сплетая его ветви с другими, при этом делали одну фигуру или несколько, по числу участниц обряда или кумящихся пар, или каждая девушка, уединившись, заплетала свою березу. При завивании старались не измять листочки и не сломать сучки и ветви; уже завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса. Согласно поверью, бытовавшему в Нижегородской губ., ленты, дополнительно скреплявшие переплетенные ветви, девушки привязывали как можно крепче, чтобы "милый любил" [17 с. 224]
Завивая березу, девушки "завечали" о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание. Так, в Тюменском уезде при изготовлении "воротец" говорили: "Если выйти мне замуж - отворитеся ворота, если в девушках остаться - затворитеся ворота" [17 с. 224]Иногда загадывали на родственников и подруг, заплетая на каждого из них отдельную фигуру.