Методика развития ловкости у дзюдоистов группы начальной подготовки
ВВЕДЕНИЕ
Развитие дзюдо в последние годы отличается быстрым повышением двигательной активности. Для успешного выступления в дзюдо необходимы хорошие координационные способности, которые позволяют выполнять технические элементы с максимальной точностью и эффективностью. Ключевыми составляющими координационных способностей являются: скорость реакции, пространственно-временная точность движений и ловкость.
Ловкость играет большую роль в дзюдо, так как она позволяет борцу быстро и грамотно реагировать на действия соперника, уклоняться от его атак и выполнять контратаки с оптимальным использованием своих сил и возможностей. При этом, ловкость требует от борца не только хорошей физической формы, но и хорошего психологического настроя, концентрации внимания и умения быстро переключаться в режим быстрой реакции на действия соперника.
Таким образом, координационные способности, включая ловкость, являются неотъемлемыми компонентами двигательной деятельности в дзюдо и играют важную роль в до
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Ловкость как физическое качество 6
1.2 Понятие о координационных способностях 15
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей 10-12 лет 21
1.4 Особенности развития ловкости у детей младшего школьного возраста занимающихся дзюдо 26
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.1.1 Анализ и обобщение литературных источников 32
2.1.2 Метод контрольных испытаний 33
2.1.3 Педагогический эксперимент 35
2.1.4 Метод статистической обработки результатов тестирования 36
2.2 Организация исследования 38
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 40
3.1 Результаты предварительного исследования 40
3.2 Контрольные испытания 41
3.3 Педагогическое наблюдение 47
3.4 Методика развития ловкости у дзюдоистов на этапе начальной подготовки 48
3.5 Результаты эксперимента 52
3.6 Результаты исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Апойко, Р.Н. Спортивная борьба: эволюция, тенденции, проблемы и приоритетные пути их решения: монография / Р.Н. Апойко, Б.И. Тараканов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – 93 с.
Аросьев, Д.А. Методика физического воспитания школьников / Д.А. Аросьев, Л.В. Бавина, Г.А. Баранчукова - М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 288.
Борисенко, О. В. Особенности развития координационных способностей у детей на примере дзюдо / О. В. Борисенко, В. В. Зебзеев // Северный регион: наука, образование, культура. – 2023. – №1. – C. 79-85.
Босенко, Ю.М. Личностные предпосылки преодоления стресса оценивания в спортивной деятельности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2014. – № 2. – С.26-28
Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Советский спорт, 2013. —С. 216.
Виноградова, О.Л. Физиологические основы повышения функциональных возможностей высококвалифицированных спортсменов / О.Л. Виноградова, Д.В. Попов, А.С. Боровик // Управление движением (Motor control): Материалы V Российской, с международным участием, конференции по управлению движением (Петрозаводск, 3–5 февраля, 2014 г.) / Под ред. И.Б. Козловской, О.Л. Виноградовой, А.Ю. Мейгала. – Петрозаводск. : Изд–во ПетрГУ, 2014. – 204 с.
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2017. – 101 с.
Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология / Л.А. Головей. - Москва : Юрайт, 2016. – 40 с.
Горская, И.Ю. Возможности развития реагирующих способностей юных дзюдоистов / И.Ю. Горская, Л.Е. Медведева, Э. В. Кладов// Современные вопросы биомедицины. – 2022. – № 6 (4). – С. 125 – 131.
Гуралев, А.Ю. Влияние координационных тренировок на соревновательные результаты юных единоборцев / В.М. Гуралев, А.Ю. Осипов, В.М. Дворкин // Известия Тул
В связи с этим, учителю (тренеру) нужно учитывать возрастные особенности и физиологические особенности организма детей и подростков, а также ориентироваться на безопасность занятий.
Поэтому, основная задача учителя (тренера) - это обеспечение безопасности и эффективности физических нагрузок на занятиях. Для этого, ему необходимо иметь достаточные знания о физиологии и механизмах функционирования организма человека, а также учитывать индивидуальные особенности занимающихся для достижения наилучших результатов (Салова Ю.П, Ефимова Т.П., Физиология человека : практикум. Омск : СибГУФК, 2022. – 107с.). Подростковый период - это период интенсивного роста и развития организма человека. В этот период увеличивается скелетное тело за счет активного роста длинных трубчатых костей. У мальчиков и девочек происходят различные изменения в ходе этого процесса.