Психоэмоциональное состояние выпускников вуза в связи с их готовностью к самоизменению
Введение
Актуальность
Психологи всегда интересовались проблемой личностных изменений и особое внимание уделяли исследованию «самопроцессов», а также обсуждению различных причин изменения окружающего мира в отношении способности личности к гибкому реагированию на них и самоизменениям. Понятие «самоизменение» является одной из вариаций изменения и так же соотносится с ним, как понятие «саморазвитие» – с понятием «развитие».
Возможность человека к самоизменениям изучали как уже состоявшиеся психологи-практики, так и молодые ученые. Среди тех, кто заложил основу исследования процесса самоизменений можно выделить С. Л. Рубинштейна и К. А. Абульханову-Славскую, чьи взгляды о человеке как субъекте жизни нашли в дальнейшем свое развитие в работах по саморегуляции О. А. Конопкина и самоизменению М. А. Щукина [].
Психоисторический контекст понимания проблемы самоизменения позволяет сделать вывод о необходимости концептуализации данного понятия в психологии.
Что касается актуальности
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы связи психоэмоциональных состояний и готовности личности к самоизменению 9
1.1 Теоретические подходы к исследованию психических состояний в отечественной и зарубежной литературе 9
1.2 Зарубежные и отечественные подходы к исследованию проблемы самоизменения личности 15
1.3 Психоэмоциональное состояние личности в связи с готовностью к самоизменениям 24
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Методы и организация эмпирического исследования 28
2.1 Выборка и этапы проведения исследования 28
2.1 Методы и методики эмпирического исследования 29
Глава 3. Результаты исследования психоэмоционального состояния выпускников вуза в связи с их готовностью к самоизменению 35
и их обсуждение 35
3.1 Результаты изучения готовности к самоизменению у студентов вуза 35
3.2 Различия показателей психоэмоционального состояния в группах студентов с большей и меньшей готовностью к самоизменению 40
3.3 Результаты изучения связей показателей психоэмоционального состояния с характеристиками готовности к самоизменениям 41
3.3.1 Результаты корреляционного анализа в группе студентов с большей готовностью к самоизменениям 41
3.2.2 Результаты корреляционного анализа в группе студентов с меньшей готовностью к самоизменениям 44
Выводы по 3 главе 48
Заключение 51
Список литературы 56
Приложение 63
Список литературы
Арендачук, И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – № 1 (5), с. 70-77.
Артищева, Л.В. Когнитивные стили в образе психического состояния / Л. В. Арендачук. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, – 2017. – 108 с.
Битюцкая, Е. В., Базаров Т. Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – с. 94-106.
Битюцкая, Е. В., Базаров Т. Ю., Корнеев А. А. Опросник «Типы реагирования на ситуацию изменений»: структура шкал и психометрические показатели // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – № 2. – с. 297-316.
Барсукова, Е. В. Анализ этиологических факторов эмоциональной нестабильности у школьников и студентов в контексте образовательных нагрузок и пути их нивелирования // Балтийский гуманитарный журнал. –2017. – Т. 6. № 4 (21). – с. 254-258.
Битюцкая, Е.В. Типы ориентаций в трудных ситуациях // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – с. 41–53.
Бобровская, Л. А., Личностная состоятельность в свободно избранной и заданной извне деятельности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2017. – № 1(45). – с. 42-48.
Боязитова, И. В., Личностные ресурсы как основа жизнестойкости в студенческом возрасте // Велес. – 2018. – № 12-1(66). – с. 77-84.
Васина, Е. А., Социальные умения личности: диагностика и подходы к анализу / Е. А. Васина // Интерактивная наука. – 2021. – № 2(57). – с. 7-26.
Голянич, В. М., Ценностно-интенциональные стратегии психологической адаптации к профессиональной среде / В. М. Голянич, А. Ф. Бондарук, О. В. Ходаковская // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25. – № 3. – с. 77-82.
Гришина, Н. В. Вариации жизни: готовность к изменениям // Психология способностей: современное сос
Понятие самоизменения означает активную роль самого человека в преобразовании своей жизненной ситуации, сознательное принятие решений об изменениях.
Еще одно наиболее разработанное и представленное в отечественной психологии понятие «саморегуляция». Она описывает механизмы и особенности процессов, которые позволяют человеку контролировать свои психические процессы, деятельность и жизнедеятельность. В широком смысле слова, саморегуляция включает такие самопроцессы, как самоконтроль, самоуправление, самопознание и самоопределение. При этом, как отмечает О. А. Конопкин, приставка «само» к термину «регуляция» отражает не только осознание субъектом своей произвольной активности и управление ею, но и определение им объективных и личностных оснований своих действий и их соотнесение с целостной системой своих потребностей, ценностей, смысловых установок и убеждений.
В. И. Моросанова под психической саморегуляцией понимает мн