Профилактика школьной дезадаптации младших школьников средствами психологического тренинга
Введение
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу и первое время его учебы откладывают отпечаток на все личностное развитие младшего школьника, меняют особенности поведения и образа жизни.
Данный возрастной этап достаточно тяжелый для детей младшего школьного возраста. При поступлении ребенка в первый класс, каждый из них обладает индивидуальными особенностями, которые определяют легкость адаптации и переход к новому виду ведущей деятельности. Школьнику предстоит адаптироваться к новому учебному распорядку, привыкнуть к учителю и однокласснику, понять возрастающие требования к нему.
Согласно традиционной системе образования, у таких детей, как правило, возникают задержки в развитии, а далее они страдают расстройствами поведения и нарушениями развития личности.
Понятие дезадаптации широко используется в контексте изучения детей младшего школьного возраста.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 7
1 Теоретические основы исследования школьнойдезадаптации младших школьников …………………………………….…. 11
1.1 Исследования школьной дезадаптации в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….. 11
1.2 Особенности школьной дезадаптации младших школьников………. 16
1.3 Психологический тренинг как эффективный метод профилактики школьной дезадаптации младших школьников…………………………… 21
2 Экспериментальная работа по профилактике школьнойдезадаптации младших школьников средствами психологического тренинга……………………………………………………………………….. 27
2.1 Диагностика особенностей школьной дезадаптации младших школьников…………………………………………………………………… 27
2.2 Проектирование программы психологического тренинга профилактики школьной дезадаптации младших школьников ………….. 33
2.3. Эффективность разработанной программы психологического тренинга профилактики школьной дезадаптации младших школьников. 41
Заключение…………………………………………………………………… 48
Список использованных источников………………………………………..
Приложение А «Математический подсчет данных с помощью критерия Манна-Уитни U»……………………………………………………………... 50
Список использованных источников
Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология / Г. С. Абрамова. ‒ Москва : Юрайт, 2019. ‒ 811 с. ‒ ISBN 978-5-9916-4273-6. ‒ Текст : непосредственный.
Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская, С. М. Громбах. ‒ Москва : Медицина, 2011. ‒ 254 с. ‒ Текст : непосредственный.
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. ‒ Москва : Аспект-Пресс, 2009. ‒ 376 с. ‒ ISBN 978-5-7567-0274-3. ‒ Текст : непосредственный.
Андреева, Д. А. О понятии адаптации / Д. А. Андреева. ‒ Текст : электронный // Человек и общество. – 2015. ‒ URL: http://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-adaptaciya.html (дата обращения: 08.02.2022).
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва : Ось, 2003. – 271 с. – ISBN 5-86894-319-8. – Текст : непосредственный.
Бадьина, Н. П. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников / Н. П. Бадьина. ‒ Курган : Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009. – 59 с. ‒ Текст : непосредственный.
Баркан, А. И. Типы адаптации первоклассников / А. И. Баркан. – Москва : Владос, 2010. – 440 с. ‒ Текст : непосредственный.
Беличева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации / С. А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина. ‒ Москва : Юрайт, 2019. ‒ 164 с. ‒ Текст : непосредственный.
Белякова, Н. В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белякова Наталья Васильевна ; Омский государственный педагогический университет. ‒ Томск, 1999. ‒ 23 с. ‒ Текст : непосредственный.
Беседина, М. В. В гостях у школы: почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы? / М. В.
Наблюдается противоречие и неясность в определении тренинга как особой области прикладной психологии.
Как отмечает О. В. Евтихов, тренинг – это самый эффективный способ работы с человеком. Способствует развитию необходимых знаний, умений и навыков; поведенческая работа, коррекционно-развивающая работа с лицами участников тренинга. Мы можем наблюдать за ситуацией, потому что у нас есть знания, потому что член группы получает новый опыт. Это позволяет быстро понять, какие качества и навыки личности необходимо развивать [26].
В работах А. Г. Грецова тренинг рассматривается как активное обучение. Автор подчеркивает, что в процессе прохождения тренинговых занятий, посредством проигрывания специально подобранных игр и упражнений, участии в дискуссиях, беседах обсуждениях, личность получает возможность осмысливать и рефлексировать накопленный опыт [20].
Н. Ю. Хрящевая и С. И.