Изучение взаимосвязи субъективного благополучия и особенностей самоидентичности личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Тема субъективного благополучия становится все более актуальной с годами, поскольку оно непосредственно влияет на здоровье и экономическую эффективность граждан. Другими словами, это важно как на индивидуальном, так и на социально-экономическом уровне. Тем не менее, проблема благополучия еще не получила всестороннего изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые факторы, связанные с этим явлением: психофизиологические аспекты (М. Аргайл), соматические факторы (О.С. Копина), уровень удовлетворенности жизнью (П.И. Яничев), самооценка и уровень притязаний (Н.А. Растригина), жизненные стратегии (А.Е. Созонтов), развитие личности через преодоление трудностей (Л.И. Анцыферова). Одновременно с этим, вопрос самоопределения современного человека в отношении собственной идентичности, как чего-то независимого от общества, также становится острой проблемой сегодня, особенно в свете культуры потребления, оказавшей на него сильное влияние.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМОИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ7
1.1 Основные теоретические модели субъективного благополучия и подходы к его изучению7
1.2 Исследование феномена самоидентичности в психологии16
1.3 Теоретическое исследование взаимосвязи субъективного благополучия и внутренней структуры личности23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 125
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ27
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования27
2.2. Анализ результатов исследования выраженности исследованных показателей30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 240
Заключение42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999-375с.
Аргайл М. Психология счастья. - СПб.:Питер, 2003.-271с.
Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению человека: бессознательное, установка, деятельность//Бессознательное. Природа. Функции: Методы исследования. - Тбилиси, 1985, с.373—395.
Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986. - 284 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.С. 3-19.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: МГУ, 1984.-200с.
Гудков Л., Дубин Б. Издательское дело, литературная культура и печатные коммуникации в сегодняшней России//Либеральные реформы и культура: Сб. статей. - М., 2003. - с. 13-89.
Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // httр://www.роlitstudiеs.ni/fulltехt/1997/4/2.html
Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. - 415 с.
Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С. 180.
Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал, Т. 2, №3, 1981
Лазарус А.Образы как средство психотерапии.-М: Класс, 2000-144с.
Леонтьев, Д. А. Психология смысла.- М., 1999
Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». - М., СПб., 1995. - 351 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации.
Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А.Бодалева. - М.,1995. - 264 с.
Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1990. - 829 с.
Резниченко Л. Опыт сравнительного счастьеведения. //Русский Журнал / Вне рубрик/ www.russ.ru/ist_sоvr/20010219_rеzn.html. -19.02.2001.
Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.; Киев, 1997. - 254 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 544 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психолог
Иметь ясное понимание смысла и целей может помочь человеку найти мотивацию и направление в своей жизни. Из исследований Б. Рассела автор выделяет активную вовлеченность и позицию рефлексии в жизни как важные аспекты целеполагания. Это означает осознанность своих целей, постоянное самоанализ и саморазвитие. В работах Г. Олпорта К.Рифф берет определение целей в жизни как источника обретения взрослости и развития. Устанавливая и преследуя цели, человек развивается и продвигается в своем личностном росте. Ссылаясь на теории Э. Эриксона автор отмечала, что цели могут меняться в различные периоды жизни. Человек сталкивается с различными задачами и вызовами на каждом этапе развития, и установление целей соответствует этим изменяющимся потребностям. Другие теории психологии развития также подчеркивают важность иметь цели и проявлять целеустремленность.