Методические направления работы классного руководителя с семьей по предупреждению девиантного поведения школьников
Введение
В настоящее время политический и социально-экономический фон, продолжающийся идейно-нравственный кризис в российском обществе способствует росту девиации среди несовершеннолетних. В подростковой среде часто культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, безработица, трудности, связанные с получением образования, падения престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания. Увеличивается число несовершеннолетних, втянутых в преступную деятельность, велика беспризорность и безнадзорность.
Школа как социальный институт находится в центре событий и тенденций современного общества, и как зеркало отражает его идеологические и социально-экономические проблемы. Девиантное поведение школьников, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Негативные тенденции диктуют настоятельную необходимость пересмотра и совершенствования социально-профилактической деятельности социальных институтов, участвующих в социализации несовершеннолетних. Ведущая роль в профилактике девиантнтного поведения несовершеннолетних, разработке целостной системы воспитательно-профилактической деятельности принадлежит общеобразовательной школе, являющейся одним из основных социальных институтов, определяющих нравственное благополучие общества в целом. Именно целенаправленная деятельность школы в большей мере способна нивелировать недостатки как семейного, так и общественного воспитания, негативных средовых воздействий на формирующую личность. Однако зачастую работа с несовершеннолетним и ведется «по факту», когда девиантное поведение уже имеет место, особенно слабое звено – социально-педагогическое направление, которое включает профилактику девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики девиантного поведения обучающихся общеобразовательной школы 7
1.1. Девиантное поведение несовершеннолетних как социально – педагогическая проблема 7
1.2. Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения учащихся 16
Глава 2. Практика социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением 23
2.1. Обобщение опыта социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением 23
2.2. Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению 30
2.3. Анализ эмпирического исследования 34
Заключение 43
Оформление списка использованных источников и литературы 46
Приложения 50
Оформление списка использованных источников и литературы
1. Конвенция «О правах ребенка» [Текст]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: по состоянию на 1 фев. 2016 г.]. − М.: Омега-Л, 2016. – 19 с.
2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2016. – 39 с.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 27 янв. 2021 г.]. – М.: Кнорус, 2021. – 64 с.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ: по состоянию на 2016 г.]. − М.: Ось-89, 2016. – 64 с.
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 24.07.1998 № 124: по состоянию на 2012 г.]. − М.: Омега-Л, 2012. – 32 с.
6. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
7. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения.
9. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В.Абраменкова. – М.: Пер Сэ, 2012. – 428 с.
10. Алексеева, Л.С. Социальная реабилитация подростков [Текст] / Л.С.Алексеева // Семья в России. − 2015. − № 2. – С. 12-14
11. Амбрумова, А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст] / А.Г.Амбрумова, Е.М.Вроно. − М.: Дашков и К°, 2011. – С. 15-19
12. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алекмасин. – Москва: Общество «Знание», 1979. – 47 с.
13. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С.А.Бадмаев. – М.: Магистр, 2011. – 250 с.
14. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А.Бакаев.− М.: Логос, 2014.–330 с.
15. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта, Т.Н.Князева. − М.: Логос, 2011. – 206 с.
16. Белинская, А.Б. Конфликтология в социальной работе [Текст] / А.Б.Белинская. − М.: Дашков и К °, 2013. – 223 с.
17. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р.Бернс. − М.: Прогресс, 2012. – 421 с.
18. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
19. Бреслав, Г.Э. Агрессия у детей и подростков [Текст] : учеб. пособие / Г.Э.Бреслав, А.Н.Волкова [и др.] − СПб.: Речь, 2014. – 335 с.
20. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р.Бэрон, Д.Ричардсон – СПб.: Питер, 2012. – 352 с. 71
21. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.В.Василькова. − М.: Изд. центр Академия, 2011. – 440 с.
22. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И.Захаров. − М: Просвещение, 2012. – 128 с.
23. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: учеб. пособие / Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. − СПб.: Питер-Юг, 2012. – 352 с.
24. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб. пособие / Е.В.Змановская. − М.: Изд-ий центр Академия, 2013. – 288 с.
25. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В.Змановская. − М.: Академия, 2014. – 288 с.
26. Иванов, О.И. Введение в социологию социальных проблем: учебнометодическое пособие [Текст] / О.И.Иванов. − СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2013.– 80 с. 72
27. Иванов, О.И. Методология социологии: учебно-методическое пособие [Текст] / О.И.Иванов. − СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2013. – 64 с.
28. Иванов, С.Р. Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков [Текст]: монография / С.Р.Иванов. − М.: ИП РАН, 2012. – 332 с.
29. Изотова, Е.И. Актуальные проблема теоретический и прикладной современной психологии [Текст]: монография / Е.И.Изотова, Т.П.Авдулова [и др.] − М.: МПГУ, 2011. – 168 с.
30. Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодеZжи [Текст] / А.М.Каминер, Е.А.Майорова. − М.: АПКиППРО, 2011. – 83 с.
31. Кондратюк, Л.В. Антропология преступности (микрокриминалогия) [Текст] / Л.В.Кондратюк. − М.: Логос, 2011 – С. 34-37
32. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] / В.Т.Кондрашенко. − М.: Дашков и К , 2014. – 365 с. , 2014. – 365 с. 73
33. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска [Текст] / Т.В.Корнилова. − СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
34. Кулагина, И.Ю. Личность школьника [Текст] / И.Ю.Кулагина. − М.: Творческий центр, 2011. – 115 с.
35. Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аддиктивной среде [Текст] / К.С.Лебединская [и др.] − М.: Дашков и К°, 2014. – 135 с.
36. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А.Е.Личко. − М.: Медицина, 2011. – 136 с.
37. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков [Текст] / А.Е.Личко. − М.: Медицина, 2011. – 124 с.
38. Мельникова, Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста [Текст] / Э.Б.Мельникова. − М.: БЕК, 2012. – 303 с.
39. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д.Менделеевич. − СПб.: Речь, 2014. – 445 с.
40. Могжинский, Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б.Могжинский. − СПб.: Питер, 2011. – 112 с.
41. Мольц, М. Я – это Я, или как стать счастливым [Текст] / М.Я.Мольц. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 187 с.
42. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / под ред. В.А.Слестенина, − М.: Изд. центр Академия, 2012. – 200 с. 74
43. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Девиантное поведение подростков в целом и делинквентное, в частности, является глобальной проблемой современного общества. Социологические исследования последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности в молодежной среде. В этой связи существенно возрастает роль превентивной психологопедагогической работы с подростками, в основе которой лежит диагностика риска делинквентного поведения и причин его возникновения.