Анализ загрязнения окружающей среды воздушными судами гражданской авиации
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одна из самых актуальных мировых проблем - загрязнение окружающей среды. По мнению членов Межправительственной группы экспертов OOH по изменению климата основной причиной Глобального повышения температуры являются антропогенные выбросы CO2 в атмосферу. Согласно данным Инициативной группы по воздушному транспорту (ATAG), в 2015 году суммарное загрязнение от самолетов по всему миру составило 781 млн тонн CO2. Это соответствует 2% от общей глобальной эмиссии углекислого газа и 12% от всех выхлопов транспорта. При этом с точки зрения расхода топлива, приходящегося на одного пассажира, современные гражданские самолеты на 80% эффективнее первых пассажирских джетов, которые поднялись в воздух в 1960-х годах.
Подобное развитие авиации может привести к тому, что эта отрасль будет генерировать четверть всех выбросов углерода в атмосферу к 2050 году.
Современные тенденции развития авиаперевозок показывают, что авиакомпаниям придётся переходить на альтернативные т
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ВЛИЯНИЕ АВИАТОПЛИВА НА ЭКОЛОГИЮ. ОСНОВНЫЕ ВРЕДОНОСНЫЕ ФАКТОРЫ 7
1.1. Анализ влияния воздушых судов гражданской авиации на экологию 7
1.2. Обзор руководящих документов, направленных на снижение углеродного следа со стороны государств и авиакомпаний. 14
2. ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ УСТОЙЧИВЫХ АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ 27
2.1. Технология производства устойчивого авиационного топлива (SAF) 27
2.2. Применение устойчивого авиационного топлива (SAF) 42
2.2.1. Процедура заправки ВС биотопливом 43
2.2.2. Правила безопасности при заправке ВС биотопливом 44
2.2.3. Порядок заправки ВС биотопливом 45
2.2.4. Заправка, дозаправка (слив) биотоплива с пассажирами на борту 48
2.2.5. Обеспечение безопасности при заправке и сливе топлива 49
2.2.6. Протечка биотоплива 51
2.3. Применение современных авиационных двигателей 53
2.3.1. Применение иностранных разработок 53
2.3.2. Применение отечественных разработок 54
2.3.3. Разработки авиаконцерна Airbus 60
2.4. Рекомендации по декарбонизации авиаперевозок в России 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) [электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.unep.org/ru/resources/doklad/shestoy-ocenochnyy-doklad-mgeik-izmenenie-klimata-v-2022-godu. (дата обращения 01.05.2023)
2. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды Москва: Транспорт, 2016. - 176 с.
3. Беккер У., Лебедев В.М., Шотт Н. Экология транспорта ОмГУПС, 2014 г., 106 с.
4. Горелин Д. О., Конопелько Л. А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. - М.: Изд-во стандартов, 2012. - 432 с.
5. Протасов В.Ф. "Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России", М.: Финансы и статистика, 2009 г. - 74 с.
6. Павлова Е.И. Экология транспорта Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2000. - 248 с.
7. Безуглая Э.Ю. Чем дышит промышленный город. Л., 1991. - 26 с.
8. Официальный сайт Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) [электронный ресурс]. ‒ URL: https/www.iata.org/en/pressroom/pressroom-archive/2021-releases/2021-10-04-03/ (дата обращения 12.05.2023)
9. Официальный сайт Европейского агентства по охране окружающей среды (EEA) [электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.eea.europa.eu/publications/trends-and-projections-in-europe-2022 (дата обращения 08.05.2023)
10. Николайкин Н.И., Мельников Б.Н., Большунов Ю.А. Перевод на альтернативные виды топлива как способ повышения энергети-ческой и экологической эффективности транспорта // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 162. С. 12–21.
11. Доклад Евразийского SAF альянса [электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft-v-partnerstve-s-liderami-aviaotrasli-sozdaet-tekhnologicheskiy-alyans-dlya-razrabotki-z/ (дата обращения 13.05.2023)
12. Грядунов К.И., Козлов А.Н., Самойленко
Для этого достаточно зайти на сайте авиакомпании в раздел «Калькулятор СО2» (рис.2). В данном разделе необходимо указать аэропорт вылета, аэропорт прилёта, тип воздушного судна, количество пассажиров на борту в каждом классе обслуживания.
Рисунок 2 ‒ Онлайн-калькулятор СО2Нейросеть на основе электронного калькулятора сама посчитает количество выбросов, учитывая рельеф, метеорологические карты, направление ветров и другие факторы, которые могут повлиять на полёт, а следовательно и на расход топлива воздушным судном.
Онлайн-калькулятор выбросов СО2 разработан в соответствии с передовыми практиками, применяемыми в авиационной отрасли, и согласно существующим методологиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В качестве элемента экологической ответственности аналогичный продукт уже внедрен лидерами мировой гражданской авиации,