Работа социального педагога по формированию социально- бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Введение
Актуальность исследуемой темы. В настоящее время в группе детских заболеваний, сопровождающихся нарушением развития, возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество детей с расстройством аутистического спектра увеличивается на 13% в год. В странах Западной Европы статистика показывает, что частота расстройств аутистического спектра (РАС) оценивается от 5 до 15-20 на 10 тысяч детского населения. В вопросе об этиологии раннего детского аутизма единства мнений нет.
Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с расстройством аутистического спектра (РАС) имеет своей целью возможно более полную социализацию ребенка. При этом, среди задач психолога одной из важнейших является формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовых навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.
Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы решения проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра………………..8
1.1 Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра…………………………………………….…………………8
1.2 Анализ социально-педагогических подходов к решению проблемы формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра...................................................................11
1.3 Методы формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра…………………………………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация работы социального педагога по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………30
2.1 Организация эмпирического исследования по формированию социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра………………….. 30
2.2 Рекомендации по формированию социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра………………………………………………….41
Заключение........................................................................................................................... 50
Список литературы…………………….………………………….…………………..….. 53
Приложение………………………………………………………………………………. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма: (характеристика по результатам диагностического и динамического обследования) / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян // Коррекционная педагогика. – 2020. - №1. – С. 12-30.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: АСТ, 2018. – 242 с.
3. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма: учебное пособие. – М.: Теревинф, 2018. – 217 с.
4. Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология. – 2019. - №1. – С. 47-54.
5. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М.: Теревинф, 2021. – 113 с.
6. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушениями // Дефектология. – 2020. - №3. – С. 47-56.
7. Виноградова Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. – 219 с.
8. Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом // Логопедия. – 2018. - №1. – С. 70-74.
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика: учебное пособие / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова, И.А. Ларионова, Н.В. Молчанова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
10. Галкина Т.Э. Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом /// отечественный журнал социальной работы. – 2019. - №2. – С. 96-100.
11. Гончарова В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. – Красноярск: СФУ, 2020. – 248 с.
12. Гребнева В.В. Теория и технология решения психологических проблем: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 192 с.
13. Григорян О.О. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма // Коррекционная педагогика. – 2021. - №4. – С. 34-46.
14. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 320 с.
15. Денисова О.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 240 с.
16. Дименштейн М.С. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. – М.: Теревинф, 2019. – 204 с.
17. Дименштейн М.С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. – М.: Теревинф, 2017. – 241 с.
18. Духновский С.В. Психология личности и деятельности педагога: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 300 с.
19. Ефимова Н.С. Психология общения. Пр
Л.Ф. Сафонова указывает, что на консультации к врачам и психологам приходят самые разные семьи с аутичными детьми, отличающиеся и по социальному уровню, и по уровню образования и личностным особенностям ее членов, с разной степенью выраженности симптомов болезни ребенка [44].
В каждом отдельном случае выбирается наиболее подходящий способ (или несколько) оказания помощи. При этом консультирование родителей детей, находящихся на психотерапевтическом лечении или специальной педагогической коррекции занимает особую нишу. В качестве основного отличия от психотерапевтического процесса родителя многие авторы выделяют первичную ориентацию на интересы и нужды ребенка, цель такого консультирования – создание благоприятных условий для развития ребенка, а не лечение родителей.
И.М. Юсупов отмечает, что работа по формированию социально-бытовых навыков у детей с РАС