Психологическая программа формирования эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: изучение эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста, и разработка, на основе результатов исследования, психологической программы по формированию эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
2565 Кб
Количество страниц
98
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4400 руб.
5500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблема изучения эмоциональной сферы остается актуальной на протяжении всей истории человеческого общества, так как эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни. С давних времен они притягивают внимание исследователей разных научных областей. Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и  отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др. До сих пор анализ эмоциональных процессов остается одним из центральных направлений психологии, педагогики и философии.
В дошкольном возрасте, эмоции играют весомую роль в развитии ребенка. Они помогают понимать действительность и откликаться на нее. Проявляясь в поведении, они сообщают взрослым, о том, что ребёнку нравится, что радует или наоборот расстраивает и печалит. По мере того, как ребенок развивается и растет, его эмоциональный мир становится все более разнообразным и богатым. Из ведущих эмоций (страх, радость) он переходит к наиболее сложному спектру чувств. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше вникает в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н. С.). 
На этапе дошкольного детства, развитие происходит быстрее, чем когда-либо. Маленький ребенок не имеет возможности держать под контролем свои собственные эмоции. Его эмоции быстро появляются и так же быстро исчезают. Через эмоциональное развитие в дошкольном возрасте эмоции становятся более здравыми и подчиняются мышлению. Но это случается, когда ребенок учит моральные нормы и соотносит с ними свои действия и поступки. 
Не менее важно развитее эмоциональной грамотности. Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его людей. 
 Это значимый компонент социально-эмоционального становления, так как он может помочь детям понять их собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им понимать и принимать эмоциональные переживания других людей. Эмоциональная грамотность может помочь детям решать проблемы и регулировать свои эмоции; эти навыки важны для успеха в дошкольных учреждениях и за его пределами. Эмоциональная грамотность помогает заставить эмоции работать на вас, а не против вас. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования……...11

1.1. Понятие и проблема изучения эмоциональной грамотности в отечественной и зарубежной литературе………………………………………11

1.2. Становление эмоциональной грамотности в дошкольном возрасте...................................................................................................................21

1.3. Современное состояние изучения проблемы развития эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста ..………33

Выводы по первой главе…………………………………..…….………….40

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста……………………………………...…………42

2.1. Модель, методы и методики экспериментального исследования  эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста ………..42

        2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению особенностей эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста ………………...……………………………………………….………..47

Выводы по второй главе  …………………………………………………..65

ГЛАВА 3. Психологическая программа формирования эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста …...…………………….68

3.1. Научно-методологические подходы к развитию эмоциональной грамотности в детском возрасте……………...………..………………..………68

3.2. Основные направления, формы и методы формирования  эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………….72

3.3 Выявление динамики в уровне сформированности эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста…………………………102

Выводы по третьей главе …………………………………………………104

Заключение………………………………………………………………….......105

Библиографический список……………………………………………………108

Приложения…………………………………………………………………….118

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аврамова Т. И. Развитие эмоционально-личностной компетентности средствами тренинга у студентов // Акмеология. 2015. № 3. С. 20–21.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86.

3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.

4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: «Академия», 2004. 544 с.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Изд-во Алетейя, 2003. 272 с.

6. Волков Б. С. Детская психология: Логические схемы. М., 2002.

7. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / Методическое пособие. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. 56 с.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. 512 с.

9. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. 1968.№ 2. С. 157–159.

10. Выготский Л. С. Проблема развития // Собрание сочинений в 6 т. М.,1984. т.4.

11. Гаврилова Т. П.  Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. канд. псих. наук. – М., 1977

12. Гильмутдинова Р. У. Креативная компетентность и её структура // Акмеология. 2013. № 4. С. 46–48.

13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.

14. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – М.: АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 478 с.

15. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. -М.: Айрис-пресс, 2004. 160с.

16. Доронова Т. Н. Программа «Радуга», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2000г., С. 17

17. Дубровина И. В. Практическая психология образования, 4-е издание, Питер, 2009. 592 с.

18. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик.  М.: Новая школа. 2000. 160 с.

19. Закаблук А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. ...канд. наук. — Л., 1986.

20. Закаблук А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях.  Л., 1985. С. 30-39.

21. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / М.: Педагогика, 1986. 176 с.

22. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Изд-во Союз, 2000. 448 с.

23. Захарова А. В.  Психология формирования самооценки. – Минск, 1993

24. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34–42.

25. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с.

26. Ильин Е.П., Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. 752 с.

27. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова.  Ростов н/Д: Феникс. 2007. 349 с.

28. Калинина, Р.Р. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников Р.Р. Калинина. - Ярославль: Гринго, 2007. 90 с.

29. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. Ярославль, Академия развития, 2006. 144 с.

30. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе Л.И. Катаева.- М.: Книголюб, 2008. 64 с.

31. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и специального образования.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. 136 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

32. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетенции будущих педагогов. дис.… канд. психол. наук. М., 2010.166 с.

33. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.  208 с., илл.

34. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2000. 160 с.: ил. – (Серия: « Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).

35. Кузнецова К. С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта / дисс., Саратов, 2012.

36. Лаптева Ю. А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования // Современный ребёнок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы региональной научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Новокузнецк: РИО КузГПА, 2015. С. 63–67.

37. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55.

38. Ларина Е. С., Коваль В. В. Социально-эмоциональная компетентность младших школьников с ослабленным зрением // Мир науки, культуры, образования. № 4 (41) 2013, С. 110-111.

39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.: Политиздат,1975. 304 с.

40. Либина Е. В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс // Стиль человека: психологический анализ / М.: Смысл, 1998. 204 с.

41. Лисина М. И. Психология самопознания у дошкольников / М.И.Лисина, А.И.Сильвестру. – Кишинев: Штиинца, 1983.  111с.

42. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребёнка (от 0 до 14 лет) / Т.А. Ломтева. М.: Дрофа-Плюс. 2005. 272 с.

43. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. № 4.

С. 3–22.

44. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.

45. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 129–140.

46. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Издательство «Речь». 2007. 136 с.

47. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / М.: Генезис, 2000. 192 с.

48. Мавлянова О. В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 2011.

49. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей.1000 тестов, заданий и упражнений. СПБ.: Наука и техника.2008. 304 с.

50. Михайлова В. П., Фокина И. А., Александрова Л. А. Сравнительный анализ эмоциональной компетентности и типов отношений студентов в зависимости от успешности в обучении // Вестник КемГУ, 2011, № 2(46), С. 134-144.

51. Мохряков М. О. Особенности развития эмоциональной компетентности у младших школьников с нарушением речи // Таврический научный обозреватель, 2015. № 2. С. 91-93.

52. Мохряков М. О. Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 13. С. 36–40. URL: http://e-koncept.ru/2016/56168.htm.

53. Мохряков М. О. Эмоциональная компетентность и её компоненты в структуре требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования младших школьников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2016. Т.17. С. 398–403.  URL:http://e-koncept.ru/2016/46255.htm

54. Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25) С. 134-140.

55. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера». 1996.  240 с. 

56. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осиппова, Л.И. Малашинская. М.: ТЦ Сфера. 2002. 104 с.

57. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Питер, 2003. 192 с.

58. Поспелова Т. Б.  Эмоциональные и когнитивные компетенции в контексте академического письма на английском языке // Коммуникация в современном поликультурном мире. 2017. С. 274-291.

59. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под. ред. Ж.М. Глозман. М.: Эксмо. 2010.  288 с.

60. Практический интеллект / Под ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 272 c.

61. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1988. C. 110–128.

62. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

63. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 651 с.

64. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.

65. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.  СПб., 1999.

66. Серякова С. Б., Галакова О. В. Критерии оценки социальной компетентности младших школьников // Инновационные подходы в современном образовании, 2013, СПО, № 9, С. 19-21.

67. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга. 2000.  416 с.

68. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 1998.–800 с.

69. Смирнова Е. О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 4. С. 5-17.

70. Смирнова Н. Н., Савенышева С. С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. №2

71. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.

72. Степнова А. П. Взаимосвязь эмоциональной компетентности и психического здоровья // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 2 (45), С. 57-62.

73. Тарасова К. С. Типы конкурентного поведения младших школьников с разным уровнем развития социо-эмоциональной компетентности в условиях соревновательных игр // Диссертация. 2016. 230 с.

74. Ученик в обновляющейся школе. Сб. науч. трудов. под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО. 2002.

75. Фетискин Н. П. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - М.,2004.

76. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель.  Ч. 1-3. М. 1998. 160 с.

77. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

78. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Избранные психические труды. – М., 1989.

79. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. Казань. 2006. 208 с.

80. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / Автороеферат на соискание ученой степени канд. психол. наук. Казань, 2006. 23 с.

81. Bar-On R., EQ-i. Bar-On emotional quotient inventory, technical manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems. 1997.

82. Bar-On R., Parker J.D.A. The Bar-On R. EQ-i: YV: Technical manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems.2000 

83. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. Vol. 18. Supl. P. 13-25. 

84. Bechara A., Tranel D., Damasio A.R. Poor judgment in spite of high intellect: Neurological evidence for emotional intelligence // The Handbook of Emotional Intelligence. Jossey-Bass, San Francisco. 2000 P. 192-214. 

85. Cote S., Miners C.T.H. Emotional intelligence, cognitive intelligence, and job performance // Administrative Science Quarterly. 2006. Vol. 51. No. 1. P. 1-28

86. Denham S. A. Social – emotional competence as support for school readiness: what is it and how do we assess it. Early education and development. 2006. Vol. 17. Issue 1. P. 57-89.

87. Denham S. A., Bassett, H. H. & Wyatt, T. (2007). The socialization of emotional competence. In J. E. Grusec, & P. D. Hastings (Eds.), Handbook of socialization (pp. 614637). New York: The Guilford Press.

88. Denham S. A., Blair, K. A., DeMulder, E., Levitas, J., Sawyer, K. 208 Auerbach - Major, S., Queenan, P. Preschool Emotional Competence: Pathway to Social Competence, Child Development . 2003. Vol. 74.  N. 1. P.238-256.

89. Denham S. A., Salich, M., Olthof, T., Kochanoff, A. & Caverly, S. (2004). Emotional and social development in childhood. In P. K. Smith, & C. H. Hart, (Eds.), Childhood Social Development (pp. 307-328). Oxford: Blackwell Publishing Ltd.

90. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books. 1998 

91. Halberstadt A. G., Denham S. A. & Dunsmore J. C. (2001). Affective social competence. Social Development, 10(1), 79-119. doi: 10.1111/1467-9507.00150 http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf

92. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. P. 267 - 298.

93. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997 P. 3–31.

94. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional Intelligence as Zeitgeist, as Personality, and as a Mental Ability. In: R. Bar-On, J.D.A. Parker (Еds.), Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2000. pp. 92–117.

95. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User’s Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002

96. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of Emotional Intelligence // Handbook of Intelligence / Ed. by R. Stenberg. Cambridge University Press, 2000 P. 396–420. 

97. Salovey P., Mayer J.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185-211.

98. O’Brein M. Developing Your EQ. HR Focus. 1996

99. Saarni C. Emotional competence: How emotions and relationships become integrated. In R. A. Thompson (Ed.), Socioemotional development: Nebraska symposium on motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. 1990. Vol. 36. Pp. 115–182.

100. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990 V. 9 P. 185–211.

101. Zsolnai A. Social and emotional competence // Электронныйжурнал, 2016.URL:https://www.researchgate.net/publication/287156604_Social_and_emotional_competence DOI: 10.14413/herj.2015.01.01.

102. Davitz J. R- The lanquage ofemozion — London; New York: Acad. Press, 1969

Так, ребенок дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.
Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие – обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»).