Анализ образа детства, рассмотрение его концептуального своеобразия в рождественских рассказах в русской литературе XIX – XX вв.
Введение
Детство – одна из универсальных и ключевых тем мировой художественной литературы. В первой половине XIX века создавался образ детства с четкими национальными чертами, где признаки социальной принадлежности ребенка не имели значения. С течением времени в русской литературе сформировались определенные каноны образа детства.
Богатая образами детства художественная литература по мере своего развития демонстрирует смену концепций и смысловых акцентов, обусловленных индивидуальным авторским своеобразием и исторически сложившимся пониманием сущности человека и его места в мире. Ключевые элементы, имеющие генетическое значение для развития данной художественной темы, отчетливо обозначились в литературе сентиментализма, а затем и в последующих литературных эпохах, развиваясь и трансформируясь.
Во второй половине XIX века детство как лирическая тема, открытая Н. М. Карамзиным, получила окончательное утверждение. В этот период образ ребенка с божественными, ангельскими чертами с
Содержание
Введение
Глава 1. Образ детства в рождественских рассказах в русской литературе XIX – XX вв.
1.1. Образ детства в истории русской литературы XIX – XX вв.
1.2. Своеобразие рождественского рассказа в литературе XIX – XX вв.
1.3. Трансформация жанра рождественского рассказа в современной русской литературе
Глава 2. Образ детства в рождественской прозе на примере рассказов А. И. Куприна и Л. Н. Андреева
2.1. Особенности поэтики рождественского рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»
2.2. Традиции рождественского рассказа в произведении Л. Н. Андреева «Ангелочек»
Глава 3. Изучение образа детства в рождественских рассказах в русской литературе XIX – XX вв. на уроках литературы в школе
Заключение
Список литературы
Список литературы:
I. Источники:
1. Андреев Л. Н. Ангелочек // Собрание сочинений: в 6 т. T. 1. Рассказы 1898 – 1903 гг. – М.: Худож. лит., 1990. – С. 157 – 168.
2. Андреев Л. Н. Письма к В. С. Миролюбову // Литературный архив: Материалы по истории литературы и общественного движения / Под ред. К. Д. Муратовой. – Т. 5. – М.; Л., 1961. – С. 65 – 117.
3. Буайе П. Три дня в ясной поляне // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. – М.: Гослитиздат, 1978. – С. 266 – 270.
4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Том 22. Дневник писателя 1876. Январь – Апрель. – Л.: Наука, 1981. – С. 12 – 25.
5. Куприн А. И. Чудесный доктор // А. И. Куприн. Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1971. – С. 268 – 275.
6. Лесков Н. С. Жемчужное ожерелье // Собрание сочинений в 11 т. Том 7. – М.: Худож. лит., 1958. – С. 432 – 447.
7. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Том 1. Детство. Юношеские опыты. – М.; Л., 1928. – С. 207 – 208.
II. Философско-эстетические и литературно-критические источники:
8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 234 – 407.
9. Богданов А. В. Между стеной и бездной: Леонид Андреев и его творчество // Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. – М., 1990. – С. 5 – 40.
10. Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования; Статьи. / Сост., вступ. статья, примеч. Э. Афанасьева. – М.: Худож. лит., 1990. – 512 с.
11. Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин // История русской литературы в 4 томах. Т. 3. Расцвет реализма. Л.: Наука, 1982. – С. 653 – 694.
12. Бялый Г. А., Клеман М. К. Тургенев // История русской литературы: В 10 т. Т. VIII. Литература шестидесятых годов. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – С. 316 – 399.
13. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л.: Советский писатель, 1990. – 640 с.
14. Душечкина Е. В. Русский с
По мнению исследователя М. А. Жирковой, «прошлое, воспоминания о детстве и юности, являются сюжетной основой пасхальных произведений Куприна» [V, 44, с. 280]. Такое наблюдение, на наш взгляд, вполне закономерно, однако внесем необходимое уточнение: для рождественских рассказов в целом характерно обращение писателей к детству, поскольку память о нем – это тоскливое воспоминание о счастливом и гармоничном состоянии души человека, которое, зачастую, становится недоступным для взрослых. К тому же следует отметить, что образ ребенка в русской литературной традиции – обязательное условие для создания рождественского рассказа. В контексте нашего исследования обратимся к одному из таких произведений А. И. Куприна – рассказу «Чудесный доктор».
Заглавие «Чудесный доктор» непосредственно ведет нас к литературным истокам: «чудо», «чудесное» – необходимый элемент в структуре жанра р