Исследование предстартовых состояний юных лыжников-гонщиков 12-13 лет
ВВЕДЕНИЕ
Многолетний опыт работы многих тренеров, психологов, физиологов и врачей со спортсменами позволил утверждать, что успешность выступления на соревнованиях во многом определяется предстартовым состоянием спортсмена.
В настоящее время ни для кого ни секрет, что в современном спорте психологическая подготовка спортсмена является важной частью тренировочного и соревновательного процессов. Определение психического состояния лыжника-гонщика одна из актуальных проблем спортивной психологии, которая не стоит на месте и постоянно развивается.
На всем протяжении спортивной карьеры спортсмена, тренер большую часть времени уделяет технической и тактической подготовки, но чаще всего забывая о психологической, но именно такое направление является составной частью всего спортивного процесса в жизни начинающего и опытного спортсмена.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЛЫЖНИКОВ–ГОНЩИКОВ6
1.1.Индивидуально–типологические особенности лыжников–гонщиков 12-13 лет7
1.2.Специфика предстартовых состояний юных лыжников и способы их регуляции11
1.3.Факторы, определяющие психологическую подготовку лыжников– гонщиков 12–13 лет17
1.4 Методы предстартовых состояний у юных лыжников-гонщиков25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ28
2.1 Организация исследования28
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ34
3.1Оценка индивидуально – типологических особенностей и предстартовых состояний лыжников-гонщиков 12-13 лет34
3.2Оценка эффективности применения приемов регуляции предстартовых состояний36
ВЫВОДЫ52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ55
ПРИЛОЖЕНИЕ60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алябьев, А. Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте / А. Н. Алябьев, В. Л. Марищук, В. Н. Цыган. – Санкт-Петербург: ВМедА, 2001. – 128 с. – Текст: непосредственный.
Ахатов, А.М. Психологическая подготовка спортсменов: учеб. –метод. пособие / сост. А. М. Ахатов, И. В. Работин. – Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. – 56 с. – Текст: непосредственный.
Бабушкин, Г. Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта; Ом. гос. техн. ун-т. – Текст: непосредственный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 1 (12). – С. 153–169.
Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учеб. пособие для вузов физ. культуры / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта; Ом. гос. ин-т сервиса. – Омск: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта, 2015. – 151 с. – Текст: непосредственный.
Багадирова, С. К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учеб. пособие / С. К. Багадирова; Адыг. гос. ун-т. – Майкоп: Магарин О. Г., 2015. – 146 с.: ил., портр., табл. – ISBN 978-5-91692-256-1. – Текст: непосредственный.
Белова, Е. Л. Детерминированность реагирования сердечного ритма личностными особенностями спортсменов в предстартовом состоянии / Е. Л. Белова, Н. В. Румянцева; Волог. гос. пед. ун-т. – Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2013. – № 8 (102). – С. 29–34.
Беспалов, Б. И. Психология спорта / Б. И. Беспалов, А. Н. Веракса, А. И. Грушко [и др.]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2019. – 351 с.: табл., ил. – (Научные школы Московского университета). – ISBN 978-5-19-011408-9. – Текст: непосредственный.
В последние годы в связи с внедрением в практику лыжного спорта метода управления тренировочным процессом при помощи специальных технических устройств, позволяющих спортсменам тренироваться при запрограммированном пульсовом режиме (Н. А. Корягин, 1969), к специализированным восприятиям лыжника-гонщика можно отнести и чувство пульса.
Специализированные восприятия следует развивать целенаправленно с помощью специальных тренировок, применения портативных устройств, использования хронометража, контроля, информации.
Для развития чувства времени субъективную оценку времени прохождения участка следует подкреплять на отдельных участках дистанции истинным временем, зафиксированным тренером по секундомеру. Изменяя длину этих участков и скорость, передвижения и используя информацию о субъективной оценке и истинном времени, спортсмен овладевает чувством времени.