Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости личности в период ранней взрослости
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования жизнестойкости и эмоционального интеллекта обуславливается проблемами ритма жизни современного человека.
Современное общество предъявляет людям совершенно иные требования, чем ранее, полностью перекладывая на них ответственность за свою жизнь и за ее успешность. В ответ на поставленные вызовы человеку необходимо вырабатывать навыки решения проблем, развивать такие качества, свойства личности, которые позволили бы приспособиться и адаптироваться к напряжению, а также эффективно самореализоваться.
В работе мы рассмотрим понятие феномена жизнестойкости с точки зрения ресурсного подхода, разработки обоснованных диагностических инструментов. Это обусловлено тем, что проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что связано с ускорением ритма жизни современного человека и информационной насыщенностью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИИ6
1.1Подходы к определению понятия эмоциональный интеллект в психологии6
1.2Общие подходы к пониманию феномена жизнестойкости и условия ее формирования10
1.3Характеристика возрастных особенностей личности в период ранней взрослости15
Выводы по главе 120
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ …21
2.1Организация и методика исследования21
2.2Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и жизнестойкости личности в период ранней взрослости24
2.3Практические рекомендации по результатам исследования …27
Выводы по главе 234
ЗАКЛЮЧЕНИЕ35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ36
ПРИЛОЖЕНИЯ38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. – М. : ЭКСМО-пресс, 2001. – 480 с.
Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2004. – С. 82-90.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. –СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. Новополоцк : ПГУ, 2011. 387 с.
Богомаз, С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». – 2008. – Т. 2. – С. 24-27.
Волобуева, Н.В. Жизнестойкость как ресурс современного руководителя / Н.В. Волобуева // Научный вестник Полтавского университета экономики и торговли. – 2013. – №1. – С. 144-147.
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. М. : Юрайт, 2016. 302 с.
Гарднер, Г. Структура разума : теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – М. : Академия, 2007. – 512 с.
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : АСТ, 2009. – 478 с.
Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – 3-изд. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 с.
Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 79-84.
Деревянко, С. П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – №1 (9). – С. 92-95.
Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы междунар.
Такие данные могут говорить о том, что у большинства испытуемых способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими у них находится на среднем уровне, проявляется не во всех ситуациях. Кроме того, они не обладают достаточно выраженной способностью к пониманию собственных эмоций и управлению ими, которая называется внутриличностным эмоциональным интеллектом. Представители данной группы участников не всегда открыты, склонны к пониманию эмоций и чувств других людей на основе внешних проявлений и интуитивно, не всегда умеют управлять своими эмоциями, распознавать и понимать причины их возникновения, а также снижать интенсивность нежелательных эмоций в отношении с другими людьми.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что в исследуемой группе уровень эмоционального интеллекта находится на среднем уровне, но есть 9 человек (20%) чей уровень эмоционального интеллекта занижен. Это говорит о том, что показатели по всем шкалам находятся у них на низком уровне.
С целью рассмотрения уровня жизнестойкости применялся «Тест-опросник жизнестойкости» С. Мадди. Первичные эмпирические данные по тесту «Тест-опросник жизнестойкости» С. Мадди приведены в Приложении Г настоящего исследования.
В таблице 2.2 представлены показатели уровня жизнестойкости по тесту «Тест-опросник жизнестойкости» С. Мадди у представителей исследуемой группы.