Роль социокультурных особенностей обучающихся в разрешении школьных конфликтов
Введение
Актуальность темы исследования. Современный мир характеризуется высокой конфликтностью. Конфликты появляются в сфере политики, межличностных отношений, детей и во многих других столкновениях, которые противоречат интересам, целям и взглядам человека. Большой рост конфликтов становится в школе.
Особенностью современного мира является ценностный, социокультурный кризис. Аксиологическая, социокультурная неопределенность мира создает условия для его высокой конфликтности. Современный конфликт связан с потерей смыслов в их нравственном значении. Происходит искажений основных общечеловеческих ценностей и ориентиров. Изменяется отношение к базовым понятиям человеческого общества: дружбы, любви, правды, совести, прощения, сострадания, милосердия, верности, честности, порядочности, уважения к другому, признания ценностности другого. Для многих людей становятся важными качества успешности, жестокости, преобладания силы, хитрости, желания идти по «головам» ради выгоды и т.д.
Оглавление
Введение3
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования роли социокультурных особенностей обучающихся в разрешении школьных конфликтов8
1.1 Теоретический анализ понятия социокультурных особенностей человека в научной психологической литературе8
1.2 Конфликт и их виды, особенности школьных конфликтов11
1.3 Роль социокультурных особенностей обучающихся в разрешении школьных конфликтов22
Глава 2. Организация и методы исследования31
2.1 Этапы исследования31
2.2 Характеристика выборки исследования32
2.3 Описание методов и методик исследования33
Глава 3 Экспериментальное исследование роли социокультурных особенностей обучающихся в разрешении школьных конфликтов35
3.1 Диагностика социокультурных особенностей обучающихся до проведения тренинга35
3.2 Диагностика конфликтности и способов разрешения конфликтов у обучающихся до проведения тренинга393.3. Анализ роли социокультурных особенностей обучающихся в разрешении школьных конфликтов40
Выводы46
Заключение50
Рекомендации52
Список используемых источников54
Приложение62
Список используемых источников
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд–во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с. – Текст : непосредственный.
2. Абраменкова, В. В. Генезис отношений ребёнка в социальной психологии детства / В. В. Абраменкова // Журнал прикладной психологии. – Москва : ЗАО Издательский ДОМ «ЭКО», 2005. - № 5. – С. 7-20. – ISBN 5-89502-101-8. – Текст : непосредственный.
3. Агеева, Л. Г. Конфликтология : краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 200 с. – ISBN 978-5-9795-0690-6 – Текст : непосредственный
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Москва : ЮНИТИ, 2000. – 551 с. – ISBN 5-238-00062-6. – Текст : непосредственный
5. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А.Г. Асмолов. – Москва : Федеральный институт развития образования, 2011. – С.1-50. – Текст : электронный.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва : Искусство, 1979. – 423 с. – Текст : непосредственный.
7. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08257-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516485 (дата обращения: 30.04.2023).
8. Белинская, А. Б. Конфликтология в социальной работе : учебное пособие для вузов / А. Б. Белинская. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14373-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517130 (дата обращения: 30.04.2023).
9. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев //
В ходе проведения методики «Гармония характера» (Н. Я. Большуновой) нами было проанализировано, что различия между двумя группами не являются значимыми: ꝕ эмп. ≤ ꝕ кр. С помощью этой методики выяснилось, что у детей и контрольной и экспериментальной групп выраженность черт характера, востребованным социокультурным запросам и нормам общества выражена в меньшей степени. В большей степени отдается предпочтение чертам характера не российской культуры, низкий уровень осознания черт характера (социокультурной составляющей) характеризуется отрицанием черт характера российской культуры. Низкий уровень выявлен у - 57% (16 человек) обучающихся экспериментальной группы и 58% (15 человек) обучающихся контрольной группы. У 43 % (12 человек) (экспериментальная группа) и 42% (11 человек) (контрольная группа) выражен средний уровень осознания черт характера российской культуры, но у этих обучающихся наблюдается рассогласование, невозможностью владеть чертами в данной реальной ситуации. По результатам проведения методики с детьми контрольной и экспериментальной группы выяснилось, что различия между двумя группами не являются значимыми: ꝕ эмп. ≤ ꝕ кр., ꝕ кр при p ≤ 0,05 = 1,64; ꝕ кр. при p ≤ 0,01=2,31. В данном исследовании нами не наблюдается изменений на уровне p ≥ 0,05.
Изучение социокультурного образца проводилось нами по методике рефлексивное сочинение на тему: «Мой выбор социокультурного образца» (Н. Я. Большунова, О. А. Устинова). Таблица с результатами проведения методики в приложении 7.