Особенности проявления агрессивности у подростков из полных и неполных семей
Введение
В настоящее время актуальна проблема агрессивного поведения подростка. И истечением времени эта проблема увеличивается, это проблема очень заметна в образовательных учреждениях, на самих подростках эта проблема отрицательно отображается.
В настоящее время в России отмечается тревожный рост количества разводов, а это приводит к увеличению числа неполных и смешанных семей. Эта тенденция оказывает отрицательное влияние не только на социально-экономический, но и на психолого-педагогический аспект жизни людей, особенно на вопросы психологической помощи, образования и воспитания детей, живущих в этих семьях. [28].
Полная семья состоит из нескольких людей, в том числе отца, мать и ребенка (детей). Сегодня это самая распространенная форма семьи на настоящее время. Дети из полных семей чаще говорят о их семьях как теплых отношениях с родителями.
Неполные семьи — это тип семьи, который возникает в результате некоторых различных обстоятельств.
Оглавление
1 Теоретические основы изучения особенностей проявления агрессивного поведения у подростков из разных типов семей2
1.1 Понятие, теории, виды агрессивности7
1.2 Особенности формирования подростковой агрессивности11
1.3 Особенности семейного воспитания и агрессивного поведения у подростков14
1.4 Роль семьи в формировании, закреплении и проявлении агрессивности подростков18
Выводы по первой главе24
2 Эмпирическое изучение особенностей агрессивности у подростков из полных и неполных семей25
2.1 Этапы, методы и методики, база эмпирического исследования25
2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивного поведения в полной и неполных семьях у учащихся колледжа29
2.2.1 Результаты диагностики уровня агрессивности А. Басса-М.Перри (BPAQ)29
2.2.2 Результаты оценки интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко35
2.2.3 Результаты анализа агрессивности у подростков из полной и неполной семей «Рука» Вагнера40
2.2.4. Результаты диагностики Шкала семейного окружения (Р. Мус) по критерию U-Манна-Уитни49
2.2.5 Результаты корреляционного анализа54
Заключение61
Список использованных источников 64
Список использованных источников
1. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестокилюди Ю.М.Антонян. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 312 с.
2. Басс, А. Концепция агрессии / враждебности / А. Басс, А. Дарки. - Екатеринбург : Феникс, 2003. - 585 с.
3. Быкова, С.В. Агрессивное поведение подростков / С.В. Быкова. – Новосибирск, 2017. – С. 271 – 275
4. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность контроль в «новом мире». Сборник статей [Текст] / Гилинский Я. И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей // СПб.:Издательский Дом «Алеф - Пресс», 2012 – 352 с.
5. Гомезо, М.В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости/ М.В. Гомезо, В.С.Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М.: Академия, 2018. – 520 с.
6. Гут Ю.Н., Ланских М.В., Доронина Н.Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста // Вестник Вятского государственного университета «Психологические науки». — 2020. № 3. — С.135-145.
7. Далгатов М. М., Джабраилова М. М. Эмоциональное развитие подростков в неполных и смешанных семьях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 18-22.
8. Делгатов М. М. Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «рисунок семьи» [Текст] / М. М. Делгатов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки – 2015. – № 1. – С. 9 – 15.
9. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2008. - 207 с.
10. Ласкин А.А. Предупреждение агрессивности подростков из неблагополучных и неполных семей / Ласкин А.А. // Humanity space International almanac VOL. 9, No 1, 2020: 22-38.
11. Лафицкая, Н. В. Феномен агрессии у вида Homo sapiens. Пытки и казни / Н.В. Лафицкая. - М.: СПб, 2017. - 224
Это нужно как детям, так и взрослым. Интеллигентная любовь родителей освещает жизненный путь детей и подростков, юношей и девушек.
Если в семье только один родитель, то развитие детей зависит не только от количества родителей, а от того, какие отношения ребенок имеет с родителями, с которыми он живет, или не живет. Хотя полноценная семья создает благоприятные условия для воспитания и развития, она не гарантирует успеха в этом деле. Тем не менее, воспитание в неполных семьях сопряжено с многими трудностями, и каждый родитель сталкивается с этими трудностями рано или поздно. Детские психологи исследуют эту проблему и отмечают, что для успешного воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого родителя и ребенка. [20].
Часто дети, которые потеряли одного из родителей, просят оставшегося родителя помочь найти пропавшего. Но главное для ребенка - создать образ родителя, который удовлетворит его потребности.