Образ дома в лирике С.А. Есенина
ВВЕДЕНИЕ
С.А. Есенин пришёл в отечественную литературу в тревожные военные 1915-1916-е годы как искренний и даровитый певец крестьянской Руси. Его имя было сразу поставлено в «земляной» ряд признанных русских «поэтов из народа». Есенин, «поэт родной земли» оставил своим читателям знаменитый трёхтомник с берёзками. Его творчество всегда жило в душе и в памяти нашего народа, потому что его лирика поднимает вечные темы и уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.
Есенинская поэзия была понятна и близка российскому читателю. К 1924 году поэт достиг прочной и непреходящей славы. Он регулярно выступал с чтением своих произведений среди литераторов и в рабочих аудиториях. Шестого июня 1924 года в стране широко праздновалось 125-летие со дня рождения А.С. Пушкина. После торжества в Большом театре всероссийский союз писателей и поэтов почти в полном составе направился к памятнику Пушкина, чтобы возложить цветы и прочитать стихотворения, посвящё
Содержание
Введение 3
Глава 1 Образ как основное понятие в изучении литературы 7
1.1 Основные подходы к изучению образа в отечественной литературе 6
1.2 Типология образов в лирической литературе 13
1.3 Эстетическая функция понятия дом в лирике С.А. Есенина 23
Глава 2 Особенности лирики С.А. Есенина 28
2.1 Основные мотивы поэзии С.А. Есенина 28
2.2 Образ «дома» как квинтэссенция национального сознания в лирике С.А. Есенина 35
2.3 Дом как художественный образ в лирике С.А. Есенина 44
Глава 3 Методика изучения лирики С.А. Есенина в 5-ом классе 58
3.1 Анализ программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной 58
3.2 Изучение теоретико-литературного понятия «образ». 71
Заключение 79
Список литературы 81
Приложение 1 - «Конспект урока по литературе «С.А. Есенин. Тема «дома» 83
Приложение 2 – Список стихотворений С.А. Есенина о доме 87
Список использованной литературы
Акимов, С. В. Жанр элегии в творчестве С. Есенина 20-х годов ̸ С.В. Акимов // Литература в школе - 2011. №12. С. 7 – 8.
Алексеев, В. А. С. А. Есенин и православие. Сборник статей о творчестве С. А. Есенина. / В. А. Алексеев - М.: ЗАО «Издательский дом «К единству!», 2011. — 512 с.
Аннинский, Л. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. Переизданное. ̸ Л. Аннинский - М.,2010. — 261 с.
Бельская, Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина: Кн. для учителя ̸ Л. Л. Бельская - М. , 1990. - 144 с.
Бесперстых А.П. Словарь эпитетов Сергея Есенина – Минск: Изд-во: «Четыре четверти», 2014. – 320 с.
Блудов, Ю. В. «Мой любимый песенник Серёжа...» — из разысканий о забытом есенинском адресате — ивановском поэте Дмитрии Белове. Дмитрий Белов МАЙ В СЕРДЦЕ. Издается в авторской редакции. ̸ Ю. В. Блудов - Рязань: Издательство «Литера М», 2011.
Бубнов С.А. Поэзия С.А. Есенина в восприятии литературной критики 1915-1925 годов. – Орёл, 2005. - 160 с. Издательство Орловского государственного университета, Полиграфическая фирма «Картуш». – 166 с.
Буровцева, Н. Ю. Есенин С. А. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. 11 кл.: Справочное пособие. Изд. 3-е, стереотип. ̸ Н. Ю. Буровцева - М.: Дрофа, 2011. —109 с.
Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка/ Ф.И. Буслаев – М.: Либроком, 2010 – 315 с.
Ванцян, А.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова / А.Г. Ванцян - Самара: Издательство учебная литература, 2011.- 224 с.
Введение в литературоведение: Учебник. – Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Издательство Оникс, 2005. - 416 с.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; [Вступ. ст. И.К. Горского, с. 11-31; Коммент. В.В. Мочаловой]. – Москва: Высш. шк., 1989. - 404 с.
Витрук О.А. Пейзаж как текстовое явление (на материале произве
Картина природы в этих строчках представляется такой живой и яркой, что полностью забывается некоторое несовершенство формы. Поэт не просто рассказывает об осеннем умирании леса, тепла, радости. Он таинственно интригует, очаровывает, усыпляет читателя. Усыпляет спокойной мелодикой речи; тихими перебивками ритма («тихая осень идет»), глубоко прочувствованными образами.
Совершенно очевидно, что подлинно органичными (живыми), естественными и поэтичными являются художественные образы в стихотворении Л.В. Сидорова. Его лес, в котором уже не поет «птичка»; его глубокое небо с «алмазными» звездами с предельной полнотой обнаруживает феномен осени, четко передает ее дух.
Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически