Особенности функционирования сравнений в лирике Есенина
ВВЕДЕНИЕ
В 1990-е годы во время подготовки и празднования 100-летнего юбилея со дня рождения С.А. Есенина в научный оборот было введено большое количество архивного материала [Лекманов], в общественном сознании российского читателя и в литературоведении стало утверждаться восприятие Есенина как русского национального поэта [Шубникова-Гусева].
Изучение лирики рязанского поэта на уровне сравнений, на наш взгляд, позволит, выявить выразительные средства языка, отражающие духовный опыт в художественном слове С.А Есенина. Анализ сравнений в есенинской лирике позволит глубже понять мировосприятие поэта, выявить богатство русского литературного языка.
Особую значимость в настоящее время приобретает изучение тех или иных средств языка, использованных художником слова в целом или отдельных его произведениях, сквозь призму авторской языковой индивидуальности, определяемой происхождением, воспитанием, образом жизни конкретного человека.
Причина выбора автором определённого художестве
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. С.А. ЕСЕНИН – РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЭТ 7
1.1. Периодизация поэзии С.А. Есенина 7
1.2. Тематическая направленность лирики С.А. Есенина 14
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 26
2.1. Сравнение как троп. 26
2.2. Виды сравнения 36
2.3. Особенности сравнительных конструкций в лирике С.А. Есенина 46
2.3.1 Лексическое содержание сравнений в поэзии С.А. Есенина. 46
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ С.А. ЕСЕНИНА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. 48
3.1. Анализ программы по литературе в 5-9 х классах под редакцией В.Я. Коровиной 48
3.2. Конспект внеурочного занятия по сравнению лирики С.Есенина 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Список используемой литературы
Акимова, Н.Н. Русская литература и культура XIX века (для бакалавров) / Н.Н. Акимова. - М.: КноРус, 2015. - 16 c.
Алексеева, Л.Ф. Русская литература XX - начала XXI века. В 2-х т.Русская литература XX - начала XXI века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Ф. Алексеева. - М.: ИЦ Академия, 2009. - 1024 c.
Бесперстых А.П. Словарь эпитетов Сергея Есенина – Минск: Изд-во: «Четыре четверти», 2014. – 320 с.
Бубнов С.А. Поэзия С.А. Есенина в восприятии литературной критики 1915-1925 годов. – Орёл, 2005. - 160 с. Издательство Орловского государственного университета, Полиграфическая фирма «Картуш». – 166 с.
Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка/ Ф.И. Буслаев – М.: Либроком, 2010 – 315 с.
Введение в литературоведение: Учебник. – Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Издательство Оникс, 2005. - 416 с.
Вдовин В.А. «…И над каждой строкой без конца…» // Вопросы литературы. – 1969. – № 8. – С. 189–193.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; [Вступ. ст. И.К. Горского, с. 11-31; Коммент. В.В. Мочаловой]. – Москва: Высш. шк., 1989. - 404 с.
Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1980. – 358 с.
Витрук О.А. Пейзаж как текстовое явление (на материале произведений англоязычных писателей ХХ-начала XXI веков): Дис. …канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2011. - 173 с.
Волков А. Художественные искания Есенина: моногр. – М.: Сов. писатель, 1976. – 440 с.
Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: моногр. Рязань: Узорочье, 2002. – 520 с.
Воронова О.Е. Современные аспекты интерпретации творчества Есенина (по материалам исследований 1990–1997 гг.) // Издания Есенина и о Есенине: итоги, открытия, перспективы. Новое о Есенине. Вып IV. – М.: ИМЛИ РАН, 2001. – С. 106–119.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка: [Учеб. пособие для вузов по специальности "Журналистика"] / И.Б. Голуб. – Москва: Ай
В своих работах В.В. Виноградов писал: «Сравнение – особый тип фразеологических конструкций, в которых внутренняя условность фразы определяется традиционной национальной характеристичностью образа, его испытанной меткостью, бытовым реализмом и экспрессивной внушительностью» [9, с.206].
И.М. Сеченов: «Все, что человек воспринимает органами чувств, и все, что является результатом его мыслительной деятельности (от целостных картин мира до отдельных признаков и свойств, отвлеченных от реалий, до расчлененных конкретных впечатлений), может соединяться в нашем сознании ассоциативно» [10, с.159].
Исследователь Н.П. Потоцкая характеризует сравнение как распространенный в публицистике и художественной литературе стилистический прием, который часто бывает приемом композиционным или служит основой для развертывания образа. Она указывает на то, что существует некий общий признак, который объединяет