Изучение психолого-педагогических особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена – хоккеиста
Введение Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.
Актуальность темы исследования заключается в том, что особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, –достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки.
Чтобы понять психологические особенности успешной спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера.
Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Изучение профессионально важных качеств личности тренера 8
1.1 Понятие о личности. 8
1.2 Особенности личности тренера по хоккею. 12
1.3 Готовность к деятельности и психическое состояние тренера. 13
1.4 Комплекс требований к личности тренера по хоккею. 16
1.5 Воздействие личности тренера на результативность хоккеиста. 18
Глава 2. Влияние личностных особенностей тренера по хоккею на
спортивную результативность команды 21
2.1. Характеристика особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена. 21
2.2. Диагностика психолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по хоккею 33
Глава 3. Анализ психолого-диагностических данных тренеров по хоккею 42
3.1 Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера 42
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 48
Список использованной литературы
1. Азбука хоккея с шайбой : [пер. со швед. яз.] / авт. проекта Томми Боустедт ; Федер. хоккея респ. Беларусь, Федер. хоккея Швеции. - Минск: Белорус. энцикл. им. Петруся Бровки, 2011. - 360 с. 2.
2. Я. В. Березнёва, Л. И. Станиславчик. / Диагностика межличностного взаимодействия [Текст], сб. метод. материалов для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост.:— Барановичи : РИО БарГУ, 2011. — 124с.
3. Боумэн С. Искусство руководить командой во время матча. М.: Издательский Дом «Городец», 2011. — 64 с.
4. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. пособие [Текст]: – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
5. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]: - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
6. Гончаров В.Д. Человек в мире спорта (социально-психологические аспекты) [Текст]: – М.: Физическая культура и спорт, 1987. - 96 с.
7. Головина, B. Н. Смоленцева. /Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.В. - 2011.
8. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера [Текст]: Монография/ А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: ФиС, 1981. - 375с.
9. Деннис «Ред» Гендрон Верн Стенленд. Human Kinetics. Олимпийская литература. Деятельность тренера в хоккее / Деннис «Ред» Гендрон, Верн. B. Сизоненко, 2013-108с.
10. Ильина Н. Л. Психология тренера: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. — 109 с.
11. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI Века: научные основы и построение тренировки/ В.Б.Иссурин.-М. Спорт. 2016-464с.
12. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001.
13. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде [Текст]: – М.: Физическая культура и спорт, 1984. – 128 с.: ил.
14. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе [Текст]: – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
15. Матвеев Л. Теория и методика физической культуры. Изд-во: Физкультура и спорт , 2008.
16. Международная научно-практическая онлайн конференция выпускников и слушателей ВШТ "Современные проблемы подготовки хоккеистов высокой квалификации" (БГУФК-ФХБ-ФХР, 19.11.2020г.).
17. Огилви Р.М., Асгин А.Э., Уолбэнк Ф.У., Фредериксен М.У / Рим и Средиземноморье до 133 г. до н. э.,., 2018
18. Островский Э.В. Психология управления. Учебное пособие, -Инфра-М., 2009. - 249 с.
19. Пораносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы [Текст]: - М.: Физическая культура и спорт, 1977. – 119 с.: ил.
20. Плотников В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации: диссертация канд. педагог. наук. Набережные Челны, 2013. 148 с.
21. Станиславская, И.Г. Теория и методика избранного вида спорта (хоккей): Психологичекие аспекты подготовки юных хоккеистов 5-10 лет (учебное пособие) / И.Г. Станиславская, М.И. Романов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2013. - 117 с.
Но данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность тренеров-хоккеистов по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство тренеров - хоккеистов авторитарны в своей деятельности [20]:
1. Особенность восприятия тренером по хоккею своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.
2. Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность (хоккей) для удовлетворения этой потребности.
3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением хоккеистов.
4. Некоторые спортсмены-хоккеисты, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера по хоккею доминирующего поведения. Поэтому, тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсм