Реализация концепта «природа» в алтайских сказках

Скачать бесплатно работу на тему: Реализация концепта «природа» в алтайских сказках
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.09.2024
Объем файла
55 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Несложно определить актуальность этого исследования. Современная культура характеризуется таким явлением, как глобализация – всемирной унификации и интеграции, в частности межкультурных отношений. На этом фоне государственные и надгосударственные системы направляют все усилия на политику протекционизма в отношении культур малых народов, а научная сфера выбрала одним из своих ключевых направлений в таких сферах, как этнология, культурология и лингвистика, изучение культур малочисленных народов, в том числе это касается и России. Одним из народов, чье культурное наследие нуждается в охране, - алтайцы: именно Алтаю и его влиянию на культуру посвящаются исследования, одно из них, например, антологический труд «Образ Алтая в русской литературе» под редакцией М.П. Гребневой. Алтайские сказки имеют большое значение для понимания культуры и традиций народов Алтая. Исследование этих сказок помогает сохранить и передать знания о народной мудрости, религии, обычаях и обрядах. 

Оглавление
Введение3
Глава первая. Теория концепта5
§ 1.1. Проблематика понятия «концепт» и ранние теории концепта5
§ 1.2. Лингвоконцептология. Определение концепта Ю.С. Степановым10
1.3. Методология исследования. Когнитивный подход.15
Глава вторая. Природные концепты в алтайских сказках18
§ 2.1.18
Список литературы:19

Список литературы:

Алещенко, Е. И. Вербализация концепта «природа» в русской народной сказке / Алещенко Е. И. // Известия ВГПУ. – 2005. – С. 22-27.
Алтайские народные сказки / составитель-переводчик, автор вступительной статьи, примечаний и комментариев, словаря непереводимых слов, списка сокращений, списка источников и литературы М. А. Демчинова / БНУ РА «Научно-исследовательский ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова». – Горно-Алтайск, 2016. – 352 с.;
Алтайский текст в русской культуре : сб. науч. ст. / АлтГУ; [под ред. М. П. Гребневой]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ. - Вып. 6. - 2015. - 444 с.
Арутюнова, Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. – М. : Наука, 1993, С. 3-7.
Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. – М. : Языки русской культуры, 1999.
Аскольдов, С. А. Концепт и слово / ред. Л. В. Щерба // сб. «Русская речь». – Л. : Academia, 1928. – С. 28-44.;
Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духи. – М. : УРСС, 2004.
Вежбицкая, А. Понимание культуры через средство ключевых слов [Текст] / А. Вежбицкая. – М.. : Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
Воркачев, С. Г. Лингвокультурная концептология и ее терминосистема (продолжение дискуссии) / Воркачев С. Г. // Политическая лингвистика – 3/2014. Вып. 49. – с. 12-20.
Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. Вып. 1. С. 64-72.
Воробьев, В. В. Лингвокультурология. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. – 336 с.
Исаева, Л. А. О соотношении понятий «концептуализация», «стереотипизация» и «прецедентизация» // Культурная жизнь Юга России. 2012. Вып. 2. С. 58-59.
Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М. : Гнозис, 2004.
Кондратьева, О. Н. Концепты внутреннего мира человека в русских летописях (на примере концептов душа, сердце, ум) : дис. канд. фил. Наук : 10.02.01 / О. Н. Кондратьева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2

 В художественном концепте одна только динамическая направленность к потенциальному уже имеет ценность.
Необходимо также отметить, что Аскольдов различает понятия «художественный концепт» и «образ», говоря о том, что концепт направлен на образ. «Родовое» понятие художественного концепта свободно от логических рамок, оно является соединением ряда образных формирований, определяемых основной семантикой художественного слова. В художественном концепте находится ключ к раскрытию целостного художественного образа, т.е. читатель потенциально может раскрыть суть написанного. Однако часто потенция важнее и ценнее возможности раскрытия образа – например, в художественно-эмотивных концептах, таких как любовь или ужас. Здесь напряженность и сила художественного восприятия совершенно не совпадают с рациональностью и ясностью сюжетного повествования и могут быть достигнуты только в некотором отрыве от него.