Психолингвистический портрет человека с синдромом саванта (на материале телевизионного сериала «Хороший доктор»)
Введение
Актуальность исследования предопределена противоречием между стремительным ростом в последние десятилетия количества людей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС) и крайне незначительным числом научных работ, посвященных анализу речи людей аутизмом, в том числе савантизмом.
Самыми проблемными сферами развития людей с РАС считаются социальное взаимодействие, коммуникация и воображение, без которых адаптация и интеграция в обществе очень сложны, а без помощи специалистов практически невозможны. Научные работы, посвященные указанной «триаде нарушений» при аутизме, направлены в значительно большей степени на изучение социальных навыков, нежели речевых.
Данная работа позволяет проанализировать мыслительную и структурно-функциональную организацию речи при изучаемых нарушениях развития.
Объектом является речевое поведение человека с синдромом саванта, обусловленное его психоэмоциональным состоянием
Предметом являются языковые особеннос
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретико-лингвистические основания изучения психолингвистического портрета личности
1.1. Понятие языковой личности. Подходы к изучению языковой личности
1.2. Психолингвистика как наука о речевой деятельности
1.3. Языковая личность как объект изучения психолингвистики
Выводы по главе один
2. Психолингвистические особенности человека, страдающего синдромом саванта
2.1. Особенности речевого развития человека с расстройством аутистического спектра
2.2. Психологические характеристики человека, страдающего савантизмом
2.3. Лингвистические особенности портрета человека с синдромом саванта
Выводы по главе два
Заключение
Библиографический список
Библиографический список
1. Аксенов К. А. Особенности письменных текстов детей с расстройством аутистического спектра : диплом. – М. : Изд-во ГУ-ВШЭ, 2016.
2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М. : Теревинф, 2006. – 216 с.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи (нейропсихологический анализ синтаксиса). – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 215 с.
4. Ахутина Т. В. Понятие «смысл» у Л. С. Выготского и его нейролингвистическая интерпретация / Научное наследие В. А. Богородицкого и современный вектор исследований Казанской лингвистической школы : труды и материалы международной конференции (Казань, 31 октября – 3 ноября 2016 г.). – Казань, 2016. – Т. 1. – С. 36–49.
5. Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Меликян Н. В. Особенности грамматической структуры речи у детей с ранним детским аутизмом // Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003–2014). Москва, 2014. С. 50–61.
6. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб. : Питер, 2008. – 320 с.
7. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. – Л. : Наука, 1976. – 218 с.
8. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. – М. : УРСС, 2003. – 360 с.
9. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей : учеб. пособие. – М. : УМК «Психология», 2003. – 315 с.
10. Баскакова И. Л., Глухов В. П. Практикум по психолингвистике. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 170 с.
11. [Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. – С. 154–165.
12. Башина В. М. Аутизм в детстве. – М. : Медицина, 1999. – 236 с.
13. Башина В. М., Красноперова М. Г. Детский аутизм процессуального генеза: вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика // Психиатрия и психофармакотерапия: журнал для психиатров и врачей общей практики. – 2004. – Т. 6, No 1. – С.35–38.
14.– Башина В. М., Симашкова Н. В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом // Журнал «Семья и школа», 1995. – С. 29–32.
15. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – М. : Когито-Центр, 2009. – 24 с.
16. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М. : Педагогика, 1977. – 176с.
17. Бергельсон М. Б., Драгой О. В., Акинина Ю. С., Шитова Н. М. Нарративные стратегии: норма и патология // Язык. Константы. Переменные. Памяти Александра Евгеньевича Кибрика / под ред. М. А. Даниэль, Е. А. Лютикова, В. А. Плунгян и др. – СПб. : Алетейя, 2014. – С. 76–87.
18. Бергельсон М. Б., А
Для языковой личности лингвистическая составляющая предполагает для носителя языка нормальное владение словарём и грамматикой.
Уровень второй – когнитивный. Этот уровень – ментальная составляющая языковой личности, единицами которой являются концепты, складывающиеся в упорядоченную картину мира. И главное на этом уровне проявляется когнитивное представление индивида о мире, раскрывается и определяется языковая картина мира языковой личности.
Уровень третий – прагматический. Это коммуникативно-прагматическая составляющая языковой личности, включающая цели, мотивы, интересы, ценностные предпочтения, находящие отражение в речевой деятельности человека.
За прошедшие годы появился ряд убедительных психолингвистических теорий, которые пытались объяснить, как осуществляется возникновение языковой личности с точки зрения психолингвистики.
Б.Ф. Скиннер – один из самых известных, и его исследования в области бихевиоризма тесно связаны с областью психологии. Другой ведущей