Концептуальный аспект текстов немецких рок-песен
Введение
В настоящее время культуры западных стран, таких как США, Германия, Франция, содержат большую часть музыкальной индустрии. Сегодня за счет развития компьютерный и телекоммуникационных технологий, а также благодаря различным переменам в современном мире, музыка является неотъемлемой часть массовой культуры. Следовательно, она оказывает влияние на общество, особенно это видно в молодежной среде, формирует ее сознание. Именно эту тенденцию нам показывает период последних десятилетий 20-го века – начало 21-го века. Кроме того, следует обратить внимание на воздействие аудио-визуальных и мультимедийных видов современного искусства (кино, музыка, телевидение).
Способы, которыми тексты и музыка согласуются друг с другом, способы передачи смысла текста и то, как деятельность вписывается в более широкие контексты, значительно различаются в разных обществах. Изучение песни охватывает не только дисциплину музыковедения, но и многие области лингвистических исследований: фонологию, п
Оглавление
Введение…………………………………………………………….…..........… 3
Глава 1. Теоретические положения для когнитивного и паралингвистического анализа немецкоязычного дискурса в рок-культуре.. 6
1.1 Определение понятий «текст», «дискурс» и «песенный дискурс»………………………………………………..………...……………... 6
1.2 Песенный дискурс и его особенности ….…………………….… 8
1.3 Основные черты жанра и концептуальное содержание рок-текстов ………………....……………………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ немецких рок-текстов: лексико-семантический и прагматический потенциал 16
2.1 Анализ ведущих концептосфер в немецкой рок-лирике….…….. 17
2.2 Анализ языковых приемов-репрезентантов концептов в немецкой рок лирике………………………………………………………… 25
2.2.1 Роль глагольной лексики в актуализации концептов рок-лирике…………………………………………….……...……………………… 26
2.2.2 Роль метафор в представлении концептов немецкой рок-музыки ………………………………………………………………………….. 27
2.3 Анализ других стилистических приемов в немецких рок-текстах. 29
Заключение……………………………………..…………………..……..……. 32
Библиографический список…………………………………………………… 35
Приложение 1. Информация о рок-группах 38
Приложение 2. Список проанализированных песен 39
Библиографический список
Литература
1. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст] / Е. Е. Анисимова. // М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 128 с.
2. Белик, A. A. Культурология. Антропологические теории культур [Текст] / А. A. Белик // М.: Изд. РГТУ. – 1999. – 238 с.
3. Винокур, Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика [Текст] / Г. О. Винокур. // М.: Наука. – 1990. – 451 с.
4. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. // - М.: Эдиториал УРСС. – 2004. - 144 с.
5. Дуняшева Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокульторологии [Текст] / Дуняшева Л. Г. // М.: Вестфалика. – 2015.
6. Зяблова, Н. Н. Дискурс и его отличия от текста [Текст] / Зяблова, Н. Н. // Издательство Молодой ученый. – 2012. – 223-225 с.
7. Ильин, И. П. Дискурс. Терминология современного зарубежного литературоведения (страны Западной Европы и США) Справочник [Текст] / И. П. Ильин //. Вып. 1. - М.: ИНИОНРАН. – 1992. – 49-50 с.
8. Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка [Текст] / Караулов, Ю. Н. // Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр РАН "Издательство "Наука". – 2009. – 96 с.
9. Козлов, А. С. Рок: истоки и развитие [Текст] / А. С. Козлов // М.: Букиническое издание. – 2001. – 192 с.
10. Кубрякова, Е. С. Концепт [Электронный ресурс] / Кубрякова, Е. С. // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Издательский Дом (типография). – 1996. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32662846 (дата обращения 02.04.2023)
11. Культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура (дата обращения 03.04.2023).
12. Лисицына, Е. В. Лингвисти
Концепция является одним из наиболее "нагруженных" представлений [Прохоров 2008: 18-24]. Хотя это может быть приравнено к значению отдельных языковых единиц, лингвокультурные понятия, такие как "смерть" и "любовь", могут быть вербализованы несколькими лексическими единицами. Чтобы идентифицировать концепты и проанализировать их, некоторые лингвисты используют термин оппозиционное мышление, который относится к тому, что позитивно воспринимается в нормативной культуре, но негативно в рок-культуре, и наоборот [Попова, Стернин 2007: 81-82]. Часто отмечаются эмоционально-семантические понятия, такие как «агрессивность», «мрачность» и «разрушение», которые объединены доминирующим понятием «тьма», пронизывающим всю структуру рок-лирики [там же]. Противопоставление любви