Особенности джаз-рока
ВВЕДЕНИЕ
В течение многих веков массовая музыкальная культура развивалась, и это привело к возникновению явления, которое мы называем «шлягерами». Однако, в XX веке, социальные и экономические изменения, связанные с резким развитием электронных медиа, привели к мгновенному тиражу и широкому распространению музыкальных произведений среди миллионов слушателей. Это также способствовало увеличению предложения новой музыкальной продукции и культивированию различных жанров и стилевых явлений.
В период после ослабления модернизма произошла настоящая революция в мире музыки. Традиционная система иерархического ранжирования искусства была разрушена, что привело к тому, что музыкальные течения и жанры, которые ранее считались «низшими», начинали получать гораздо больше признания и становились популярными. Наступило время для новых музыкальных практик, которые привнесли свежие идеи и отличались от системы предпочтений и оценок, которые были характерны для музыки XX века.
В середине XX ве
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЖАЗ-РОКА……………………………………………..…………………. 7
1.1 Характеристика музыкальных тенденций в контексте социокультурных условий в период ХХ – ХХI вв….……………………... 7
1.2 Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения джаз-рока………………………………… ………………………………….. 13
Выводы к главе 1……………………………………………………………... 20
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛНЕНИЮ И ВОСПРИЯТИЮ ДЖАЗ-РОК КОМПОЗИЦИЙ…………………………. 22
2.1 Исследование инструментальных и композиционных особенностей исполнения джаз-рока………………………………………........................... 22
2.2 Анализ восприятия как феномена коммуникации между слушателями и исполнителями………………………………………..…………..…..…….. 30
Выводы к главе 2…………………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абалкина, Т. Культура постиндустриального общества / Т. Абалкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – №5, август 2007. – С. 48–51.
Андреева, Е. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала ХХI/ Е. Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 484 с.
Антипьев, А.Г. Современные вызовы «архаичному российскому обществу» / А. Г. Антипьев // Вестник Пермского университета. – 2011. – Вып. 2 (6). – Философия. Психология. Социология. – С. 122–130.
Аристотель. Об искусстве поэзии/Аристотель – М.: Гослитиздат, 1956. – 183 с.
Барбар, Е. Джазовые опыты / Е.Барбар. – М.: Композитор, 2007. – 336 с.
Баташев, А. Советский джаз/ А.Баташев. – М.: Музыка, 1972. – 172 с.
Березовчук, Л. Н. Функционально-семиотический подход в теории жанра (анализ работы композитора с жанром на основании симфонического наследия Д. Д. Шостаковича) / Л. Н. Березовчук // Советская музыка 70–80-х годов. Эстетика. Теория. Практика: сб. науч. ст. – Л.: ЛГИТМиК, 1989. – С. 4–31.
Березовчук, Л.Н. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) / Л.Н. Березовчук // Проблемы музыкознания. Вып. 2: Аспекты теоретического музыкознания: сб. науч. тр. – Л.: ЛГИТМиК, 1989. – С. 95–122.
Большая советская энциклопедия: В 30 тт. Т. 26. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – с. 146.
Борисова, Е.С. Коммуникативный аспект восприятия музыкального искусства / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. – 2009, № 4 . – С. 94–97.
Бычков, В. После «КорневиЩа». Пролегомены к постнеклассической эстетике /В.В. Бычков. – М.: МГУ, 2006. – 192 с.
Варламов, Д.И. Типология традиций в культуре и искусстве / Д. И. Варламов // Онтология искусства: Избранные статьи 2000–2010 гг. – М.: Композитор, 2011. – 316 с.
Васильев, А. З. Генологические проблемы художественной культуры (к методологии изучения жанра) / А. З. Васильев // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы: сб. науч. тр. – Л.: ЛГИТМ
Мы предлагаем использование архетипа «древа», на основании разработок Сырова В.Н. [52], где внизу находятся культурные пласты, которые ассимилированы роком, а наверху – стилевые направления, которые возникли благодаря такой ассимиляции. Такой подход позволит нам понять, как различные культурные и жанрово-стилевые традиции находят свое отражение в музыке и какие связи между ними существуют (Рисунок 1.)
Джаз-рок – направление музыки, появившееся в США в 60-е годы. Это смесь джаза и рока, возникшая из желания прогрессивных джазменов расширить рамки своего стиля. В Великобритании уже в начале 60-х существовали группы, которые совмещали в своем творчестве джаз и ритм-н-блюз. Но первым настоящим джаз-рок альбомом считают альбом американского джазового вибрафониста Гэри Бертона «Duster», на котором гитаристом выступал Ларри Кориелл. В будущем этот стиль стал популярным во всем мире.