Типологические характеристики образа трикстера в советской литературной сказке
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию образа трикстера в советской литературной сказке, анализу его применения в литературных сказках различных годов советского периода, выявлению типологических характеристик героя-трикстера в советской сказке.
В данной ВКР описаны этапы становления и развития литературной сказки, ее особенности и различия от народной. Кроме того, в работе отражена неразрывная связь литературной сказки с фольклором, и выявлена проблема типологии героя литературной сказки. Помимо этого, в работе проведен анализ героя-трикстера на разных этапах становления советской литературной сказки.
Актуальность: обосновывая выбор темы и архетипа, отметим, что нас заинтересовала принадлежность литературных советских сказок, рекомендованных к прочтению в юном возрасте. Часто молодые учителя закрепляются за 5-7 классами в начале своей деятельности, и литературные сказки советского времени включены в их программу, поэтому так важно и актуально глубоко ис
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СОВЕСТКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ГЕРОЙ 8
1.1. Советская литературная сказка: типология, история становления и развитие 8
1.2. Советская литературная сказка: фольклорные истоки, философия и эстетика фантастического 15
1.3. Герой литературной сказки: проблема типологии 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ТРИКСТЕР КАК МИФО-ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТРОП И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ 22
2.1. Понятие «трикстера» и типологические характеристики героя трикстера в литературной сказке 1920-1940-х гг. 22
2.2. «Трикстеризация» героя в приключенческо-дидактических сказках 1940-1970-х гг. (Катаев, Губарев, Носов) 27
2.3. Герой-трикстер в литературной фантастической сказке 1970-1980-х гг. (К. Булычев, Велтистов) 30
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКА ПО СОВЕСТКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ В 5-6 КЛАССАХ 34
3.1. Теоретические основы исследовательской деятельности и ее организация на уроках литературы 34
3.2. Методические рекомендации по организации и содержанию исследовательской деятельности по советской литературной сказке для учащихся 5-6 классов 37
3.3. Опыт подготовки научно-исследовательской конференции «Зазеркалье в сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал» в 6 классе. 41
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аникин В. И. Русская народная сказка. – М.: Художественная литература, 1984. – 175 с.
Ахметшин А. Р. Атрибутивные признаки архетипа Трикстера / А. Р. Ахметшин, А. В. Горбатов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №2. – С. 27-42.
Белоусова Е. И. Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе // Филология и культура. – 2012. – № 3. – С. 237-242.
Булычев К. Война с лилипутами. – М.: АСТ, 2005. – 255 с.
Булычев К. Драконозавр. Чулан Синей Бороды. – М.: Альфа-книга, 2016. – 377 с.
Булычева В. П. Советская приключенческая сказка первой половины ХХ века // Дискуссия. – 2014. – № 3. – С. 230-242.
Велтисов Е. Электроник - мальчик из чемодана. – М.: Аdеmаr, 2017. – 237 с.
Взгляд на повести или сказки // Патриот. – 1804. – №14. – С. 12-29.
Гете И. В. Фауст. – М.: Детская литература, 1969. – С. 95.
Губарев В. Г. Королевство кривых зеркал. – М.: РОСМЭН, 2017. – 144 с.
Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации / Н. И. Дереклеева, А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2010. – № 9. – С. 27 – 40.
Детская литература 20-30-е гг. // Северное сияние. – 2011. – №2. – 34 с.
Инфоурок [Электронный ресурс]. – URL: httрs://infоurоk.ru/isslеdоvаtеlskаyа-rаbоtа-ро-bulgаkоvu-3199404.html (дата обращения: 01.05.2023).
История русской литературной сказки ХХ века [Электронный ресурс]. – URL: httрs://studfilе.nеt/рrеviеw/8883700/раgе:4/ (дата обращения: 20.03.2023).
Калачина Л. В. Русская литературная сказка ХIХ в.: типология, основы поэтики. – Екатеринбург: АСТ, 1989. – 243 с.
Комиссарова У. А. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Москва, 2018. – 24 с.
Коростылев В. Вовка в тридевятом царстве. – М.: АСТ, 2021. – 45 с.
Крупская Н. О «Крокодиле» Чуковско
Если является старцем, то он должен быть мудрым, если это мать, то обязательно заботливая, если воин, то великий. Подобному герою не нужно иметь частную собственность, ведь общественные интересы у него всегда в приоритете. Очень часто предлагались биографии разных людей, таким образом, появлялись стахановцы, пионеры-герои, летчики-испытатели и т.д. Читатели стремились соответствовать этим героям и любили их [6].
Порой же наоборот, некоторые герои подвергались травле. Например, в сказке в стихах «Тараканище» Чуковского в таракане видели вождя, Сталина, который в сказке олицетворялся диктатором. Советские власти считали, что это дискредитирует правителя, и поэтому данная сказка была под запретом. Еще одну его сказку «Крокодил» не раз запрещали: «Что вся эта чепуха обозначает? Какой политический смысл она имеет? Герой, дарующий свободу народу, чтобы выкупить Лялю, - это такой буржуазный мазок, который бесследно не пройдет для ребенка. Приуч