Проблема вины в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: материалы к элективному курсу
ВВЕДЕНИЕ
«Идиот» – второй роман «великого пятикнижия» (опубликован впервые в «Русском вестнике» в 1868 г.; № 1, 2, 4-12; главы VІІІ–ХІІ части четвертой были напечатаны в виде специального приложения к № 12 «Русского вестника» за 1868 г.) – одно из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее его нравственно-философскую позицию и художественные принципы в 60 - 70-е годы XIX века.
В русской и мировой научной литературе принято говорить о «трагизме» Ф. М. Достоевского, о трагическом накале чувств и страстей в его романах, об их напряженной катастрофичности, что позволяет сопоставлять Достоевского с Шекспиром и с античными трагиками. Кроме того, влияние драмы усматривается в общей трагической напряженности и комедийной направленности произведений Достоевского.
Главным персонажем в романе является князь Лев Николаевич Мышкин, в котором писатель стремился создать образ «прекрасного человека», выдвинутый развитием русской общественности шестидесятых годов XIX века, спо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Замысел и история изучения романа Ф. М. Достоевского «Идиот» 6
ГЛАВА 2. Понятие «трагической вины» 19
2. 1. Аристотель о трагической вине («Поэтика») 19
2. 2. Вина князя Мышкина в понимании религиозных философов 27
ГЛАВА 3. «Положительно прекрасный человек» как трагический герой в романе» 34
3. 1. Образ мира в романе как трагический 34
3. 2. Князь Мышкин: принципы и приемы создания образа 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы не найден
В книге Г. С. Померанца «Встречи с Достоевским: Открытость бездне» представлен новый подход к анализу творчества Достоевского, где автор обобщает все его произведения и дает описание основного персонажа. Результаты исследования позволяют получить целостное понимание творчества писателя и сфокусироваться на главном герое: «Мышкин, во всей своей незавершенности и слабости, оказался самым законченным образом святости и в душе Достоевского, и в его романах, и во всей культуре XIX и XX веков».
Современное изучение романа «Идиот» предъявляет новые требования к исследованиям. Устоявшиеся представления стали подвергаться пересмотру, что способствует переоценке достоинств произведения. В последнее время увеличилось количество людей, проявляющих интерес к данному роману. Кроме того, изучение поэтики и матафизики произвед