Техническая подготовка велосипедистов, специализирующихся в вмх-гонках на этапе начальной подготовки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
BМХ относится к популярным в настоящее время экстремальным видам спорта, включающим несколько отдельных дисциплин.
Дисциплина ВМХ-гонки с 2004 года включена в программу Олимпийских Игр [73]. В России ВМХ-гонки получил широкое распространение, однако рейтинг российских спортсменов на соревнованиях мирового значения (этапы кубка Мира, Чемпионат Мира) остается на недостаточно высоком уровне [25]. Причинами невысокого международного рейтинга российских гонщиков ВМХ являются: малое количество трасс, отвечающих стандартам мирового уровня, сложные климатические условия в большинстве регионов России, не позволяющие осуществлять полноценную подготовку спортсменов, дорогое снаряжение для занятий этим видом спорта, недостаток подготовленных тренерских кадров, недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение ВМХ-гонки [3; 20; 31; 35].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ8
1.1Характеристика вида спорта велоспорт-ВМХ8
1.2 Методические основы обучения двигательным действиям10
1.3 Структура системы многолетней подготовки [этапы, уровни, дисциплины]15
1.3.1Характеристика начального этапа спортивной подготовки в велосипедном спорте BMX20
1. 4 Методические основы технической подготовки24
1. 4. 1Техническая подготовка в велосипедном спорте-ВМХ30
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ43
2.1 Цель исследования: Повысить эффективность методики обучения техническим элементам в велосипедном спорте – ВМХ -гонки с использованием «спортивного городка».43
2.2 Задачи исследования43
2.3 Методы исследования43
2.3.1 Анализ литературных источников43
2.3.2 Педагогические наблюдения44
2.3.3 Педагогический эксперимент44
2.3.4 Методы математической статистики45
2.4 Организация исследования45
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ49
ВЫВОДЫ55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ58
Приложения67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Архипов, Г. М. Велосипедный спорт. / Г.М. Архипов, А.В. Седов М: Физкультура и спорт. 1990 – 62 с.
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин; [Предисл. проф. К. В. Судакова и др.] ; Акад. мед. наук СССР. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
Байковский, Ю.В. Факторы, определяющие экстремальность спортивной деятельности / Ю.В. Байковский // Экстремальная деятельность человека. - 2016. – 125 с.
Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
Берк К. Анализ данных с помощью Microsoft Excel / К. Берк, П. Кэйри.: Пер. с. англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. - 560 с.: ил. Парал, тит. англ.
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.Богатырев, В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. / В.С. Богатырев – Киров, 1995. – 17 с.
Боген, М.М. О возможности быстрого, безошибочного и надежного обучения двигательным действиям / М.М. Боген, М.В. Боген // Детский тренер. - 2012. - N 2. - С. 60-104.Боген, М.М. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям: учеб. пособие для студентов, аспирантов, слушателей фак. усовершенствования кадров ин-тов физ. культуры: утв. Учен. советом ГЦОЛИФКа / М.М. Боген; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1982. - 92 с.Боровиков, В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов / В. Боровиков, - 2-е изд. [+CD]. - СПб. Питер, 2003. - 668 с.
Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 43.
Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 19-22
Очень часто подготовка в период каникул строится с учетом пребывания юных велосипедистов в спортивном лагере, где количество тренировочных занятий в микроцикле может значительно увеличиваться.
Как правило, проводятся двухразовые тренировочные занятия в течение дня, что резко увеличивает объем тренировочной работы в этот период. Объем тренировочной работы за месячный мезоцикл пребывания в спортивном лагере может составить 70-85 часов. В сравнении с обычным месячным объемом 35-50 часов (3-4 тренировочных занятия в неделю) в течение учебного года это составляет более чем двукратное увеличение объема тренировочных нагрузок. Однако такое значительное увеличение нагрузки представляется методически оправданным и не противоречащим принципу постепенности. Во-первых, в период каникул отсутствует «школьная» нагрузка, которая в условиях современной напряженной