Литературная топика Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра и Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича
Введение
Литература Древней Руси представляет собой уникальное явление мировой культуры. Все литературные произведения создавались в рамках жанрового канона, который формировался на протяжении многих веков и пришел в Древнюю Русь в составе переводных Византийских текстов. Одной из важнейших особенностей древнерусской литературы являлось наличие общих мест – так называемых «литературных топосов», основными свойствами которых были устойчивость и повторяемость.
В современном литературоведении до сих пор не существует однозначного толкования термина «топос». По определению некоторых ученых, под литературной топикой можно понимать лишь общие сюжеты и идеи, преходящие из одного произведения в другое. Такого взгляда на литературную топику придерживаются, к примеру, Д.С. Лихачев и Е.Л. Конявская. Другие же исследователи помимо композиционных «топосов» учитывают еще и устойчивые стилистические формулы, тем самым расширяя рамки толкования данного термина.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Традиции агиографии и воинской повести в княжеском житие: историография…………………………………………………………………10
Проблемы изучения «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»…………………………………………...10
Проблемы изучения «Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича»…………………………………………………………...……..14
Глава 2. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» как синтез жанра жития и воинской повести……………17
2.1. Литературная топика «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» как княжеского жития..………………17
2.2. Литературная топика «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» как воинской повести...……………….23
Глава 3. «Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича» как синтез жанра жития и воинской повести…………………………………30
3.1. Литературная топика «Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича» как княжеского жития…...………………………………….30
3.2. Литературная топика «Слова о житии великого князя Дмитрия Ивановича» как воинской повести………...………………………………..35
Заключение …………………………………………………………………….46
Список использованной литературы
Список использованной литературы:
Источники:
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра / Пер. В.И. Охотниковой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. – РАН, ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Санкт-Петербург : Наука, 1997. – С. 358-439.
Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Салминой // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4985 (дата обращения: 03.06.2023).
Научные исследования:
Адрианова-Перетц, В. П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго / В. П. Адрианова-Перетц // ТОДРЛ. – Москва : Наука, 1947. – С. 73-96.
Адрианова-Перетц, В. П. Древнерусская литература и фольклор / В. П. Адрианова-Перетц. – АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – Ленинград : Наука, 1974. – 171 с.
Аверина, С. А. Агиография Древней Руси как литературный жанр / С. А. Аверина // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. – 2021. – № 3. – С. 75-83.
Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / С. С. Аверинцев // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. – Москва : Наука, 1986. – С. 104-116.
Аверинцев, С. С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (противостояние и встреча двух творческих принципов) / С. С. Аверинцев // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – Москва : Наука, 1971. – С. 206 - 266.
Антонова, М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, Царя Русьскаго»: (Вопросы атрибуции и жанра) / М. Ф. Антонова // ТОДРЛ. – Ленинград : Наука, 1974. – С. 150-154.
Антонова, М. В. Сюжетные топосы в агиографии: постановка вопроса / М. В. Антонова // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 172–175.
Архангельская, А. В. Некоторые актуальные проблемы изучения древнерусской ли
В обход традиции, автор наделяет родителей князя исключительно мирскими качествами благочестия. Так, повествователь называет князя Ярослава милосердным и человеколюбивым: «милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка». Вероятнее всего, такая характеристика семьи князя была определена жанровой направленность «Повести …». Как говорилось ранее, житие Александра Невского, представляло собой качественно новый тип княжеского жития, основным мотивом которого становится не только христианское служение Господу, но и самоотверженная любовь к народу. Этот факт подтверждается помещенной вслед за портретами родителей князя цитатой из Книги пророка Исайи, где содержатся пророчества о судьбе народов и осуждаются вельможи, живущие неправедно: «Тако глаголеть Господь: Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я».