Особенности ценностных ориентаций юношей и девушек из полных и неполных семей
Введение
Актуальность исследования. Данный выбор темы обусловлен тем, что изучение особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек является актуальной в наше время. В современном обществе наблюдается значительное разнообразие семейных структур, в том числе полных и неполных семей. Каждая из них оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций подростков.
Юноши и девушки из полных семей, как правило, вырастают в более стабильной среде, где формируются традиционные семейные ценности, такие как уважение к старшим, забота о близких и взаимовыручка. Однако в таких семьях могут наблюдаться и негативные примеры поведения, которые будут влиять на формирование ценностей подростков [1].
В неполных семьях дети имеют меньше возможностей для общения, могут переживать эмоциональные стрессы, что может привести к формированию нестандартных ценностей. Однако у таких детей может быть больше возможностей для самореализации и самостоятельности, что может способствовать развитию креативност
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек из полных и неполных семей 5
1.1. Понятие и сущность ценностных ориентаций 5
1.2. Неполная семья как социально-психологическая проблема 8
1.3. Влияние характеристик полной и неполной семьи на ценностные ориентации ребенка 12
Глава 2. Анализ особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек из полных и неполных семей 16
2.1. Методология и база исследования 16
2.2. Описание результатов исследования ценностных ориентаций юношей и девушек из полных и неполных семей 17
2.3. Анализ полученных результатов 22
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения 31
Список источников и литературы
1. Барабохина В.А. Педагогический поиск различий между детьми из полных и неполных семей // Научно -теоретический журнал. Научные проблемы гуманитарных исследований Вып.12. Пятигорск, 2021. С. 110-115.
2. Бахтина С.В., Жирова А.Н. Представления о семьи и браке у подростков из полных и неполных семей // Меридиан. 2020. № 9 (43). С. 180-182.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2023. 475 с.
4. Биловаш В.М., Шулаева М.В. Семья в формировании ценностных ориентаций подростка // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты-2020. Казань, 2020. С. 50-51.
5. Григорьева Е. Дети после развода// Семья и школа. 2021. №5. С. 18-19
6. Гусева М.С. Психологические факторы формирования ценности семьи у старшеклассников из полных и неполных семей // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Брянск, 2022. С. 102-106.
7. Журавлев Д. Неполные семьи: как помочь детям? // Народное образование. 2021. №1. С. 211-218
8. Зиновьева Е.В., Шушкова У.К. Установки молодых людей из полных и неполных семей на сохранение близких отношений или расставание: межпоколенный аспект // Петербургский психологический журнал. 2019. № 26. С. 19-37.
9. Карашпай С.М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности // Социальные нормы в условиях современных рисков. 2018. С. 29-33.
10. Лугина И.С. Диагностика ценностных ориентаций студенческой молодежи // Социальная работа и молодежная политика: роль в сохранении устойчивости общества и актуальные вызовы. М., 2022. С. 238-243.
11. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. М., 2020. № 6. С. 4–10
12. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М.: МИРОС, 2021. 208 с.
13. Наговицына Е.И. Теоретическое исследование особенностей образа будущей семьи у детей из неполных семей // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития. Материалы XVI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ставрополь, 2022. С. 89-94.
14. Никитина К.В., Покатов Д.В. Особенности
Родители, которые активно участвуют в воспитании своих детей и строят гармоничные отношения внутри семьи, могут существенно повлиять на будущее своих детей. Именно поэтому вопросы оценки влияния характеристик полной и неполной семьи на ценностные ориентации ребенка.
1.3. Влияние характеристик полной и неполной семьи на ценностные ориентации ребенкаСемья – это один из основных факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций ребенка. Характеристики полной и неполной семьи существенно отличаются друг от друга, и это влияет на развитие ребенка.
Полная семья, состоящая из отца, матери и детей, обеспечивает ребенку ощущение стабильности и безопасности. В такой семье обычно соблюдаются правила и нормы поведения, и ребенок учится их уважать. Родители могут создать условия для того, чтобы ребенок развивался и получал хорошее образование. В полной семье дети могут наблюдать, как отец и матери взаимодействуют друг с другом, и учиться строить здоровые отношени