Арт-терапия как средство коррекции агрессии у детей дошкольного возраста

Скачать диплом с рассмотрением разработать и апробировать программу коррекции агрессивности дошкольников методами арт-терапии.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.09.2024
Объем файла
3593 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования.  На сегодняшний день Агрессивное поведение является самым распространенным нарушением среди детей дошкольного возраста, так как это – наиболее эффективный для них способ достижения цели. Воспитатели в детских садах отмечают, что детей, проявляющих агрессивное поведение, с каждым годом становится больше. Порой с ними трудно работать, и зачастую взрослые не знают, как c этим справиться.
В современной психологии большое внимание уделяется разработке методов и способов профилактики и снижения агрессии дошкольников. Во многих дошкольных учреждениях используют частные методы арт-терапии как одного из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Так, Л.Д. Лебедева утверждает, что «коррек-ционные возможности арт-терапии дают ребенку практически неограниченные возможности, чтобы он мог самовыразиться и самореализоваться в продуктах своего творчества с познанием и утверждения своего Я». 

Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессивного поведения дошкольников………………………………….6
1.1. Агрессия, агрессивное поведение и агрессивность в психолого-педагогической литературе………………………………………………………6
1.2. Особенности проявления агрессивности у дошкольников и факторы, влияющие на нее ………………………………………………………………..15
1.3 Возможности коррекции уровня агрессивности дошкольников методами арт-терапии…………………………………………………………..25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции уровня агрессивности дошкольников методами арт-терапии…………………….34
2.1. Цели, задачи и организация опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..34
2.2. Коррекционная работа по снижению агрессивности детей дошкольного возраста методами арт-терапии…………………………………38
3.3 Проверка эффективности реализации программы по коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии……………54
Заключение………………………………………………………………...57
Список литературы…………………………………………………….…59
Приложения………………………………………………………………..61
 

Список литературы
1. Алфимова М. В., Трубников  В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С.112–121
2. Бэрон Р. «Агрессия » /Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Уч. пос. для студ. вузов – перевод с англ. яз. – СПб: Питер, 1997. – 330с.
3. Доскин В.А. Рисунки детей - психологический анализ // Дошкольное воспитание. -2002. - № 12. - С. 15-18
4. Дубинко  Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессии в детском возрасте//Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 81–84
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2015. -256 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Тихонова, Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб. : Речь, 2003. -208 с.
7. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2009, 464 с.
8. Киселева М. В. Арт -терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2006. -160 с.
9. Киселева М. В. Арт -терапия в практической психологии и социальной работе. СПб. : Речь, 2007. -330 с.
10. Киселева Т. Ю., Беловолова, С. П. Арт-терапия как психолого - педагогическая технология. Сибирский педагогический журнал,2018. - № 11, с. 218-225
11. Копытин А. И. Диагностика в арт -терапии. Метод «Мандала». СПб. : Речь,2002. - 80 с.
12. Копытин А. И. (ред. ). Методы арт -терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. М. : Когито-Центр, 2019 . -286 с.
13. Копытин А. И. , Свистовская, Е. Е. Арт -терапия детей и подростков. 2-е изд. М.: Когито -Центр, 2017. - 196 с.
14. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2017. -184 с.
15. Крюкова  С. В. , Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и  радуюсь. — М. : Генезис, 2000. — 190 с.
16. Левитов Н. Д. Избранное /Н.Д. Левитов.- М. : Московский рабочий, 1982. – 415с.
17. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2019. - 256 с.
 

И  конечно коррекция агрессии в  дошкольном возрасте намного продуктивнее, чем в  подростковом возрасте.
1.3 Возможности коррекции уровня агрессивности дошкольников методами арт-терапии
В настоящие время феномен агрессивности широко изучается в современной психологии. Многие ученые рассматривают проблему агрессивности в разных контекстах. Агрессивное поведение свойственно людям разных возрастов, при этом каждый возраст имеет свои детерминации и специфические проявления агрессии [6].
Отметим, что проблема агрессивности в большой степени актуальна для детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период характеризуется развитием как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. При этом, дошкольное обучение и необходимость взаимодействовать в коллективе сверстников обуславливает появление у детей множества трудных ситуаций, которые ребенку необходимо разрешать.