Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого–педагогических исследованиях является изучение внимания детей старшего дошкольного возраста. Процесс построения модели образования и воспитания дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями имеет важное значение, поскольку существует прямая зависимость между уровнем внимания и умственным развитием. Немаловажным фактором актуальности исследования является определение способов социальной адаптации дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями [86].
Стоит отметить, что внимание является одним из основных показателей общей оценки уровня развития личности человека. Психологи отмечают существенные различия в развитии уровня внимания у старших дошкольников с умственной отсталостью.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………...............................................
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………...
1.1. Проблема внимания в психологии…………………………………….
1.2. Становление внимания детей в старшем дошкольном возрасте……..
1.3. Современное состояние изучения проблемы внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта………….......
Выводы по первой главе…………………..………………………………...
Глава II. Экспериментальное изучение внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………………...…….
2.1. Организация, методы и методики исследования……………………...
2.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………………..
Выводы по второй главе……………………………………………………..
Глава III. Психологическая программа коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………...
3.1. Научно‒методологические подходы к коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………...
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………………..
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ…………………………….....
Выводы по третьей главе…………………………………………................
Заключение………………………………………………………….…….….
Список использованной литературы……………………………...……......
Приложение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы
Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара, 2016. С. 33-41.
Айзенберг, Б.И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития [Текст] / Б.И. Айзенберг, Л.В. Кузнецова – М.: Просвещение, 1992. – 173 с.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
Алексеев, И.А. Теоретико-методологические подходы к изучению психики детей с нарушением интеллекта / И.А. Алексеев, О.В. Калинина, Н.Л. Лихачева. – М. : ЛитРес, 2023. – 183-202 с.
Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А.Анастази. Пер. с.англ. / [Предисл. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского] – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
Вундт В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение. 1994.
Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1991. – 143 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Смысл, 2004. – 1135 с.
Выготский, Л.С. Психология: учебное пособие [Текст] / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1061 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. Москва: Издательство АПН. 1991. 294 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. [Текст] / Гл. ред. А.В. Запорожец – М.: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – 1984. – 432 с.
Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
Гаврина С.Е Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию / С.Е Гаврина. – Москва : АСТ, 2018. – 323 с.
Суть состоит в том, что ребенок работает по инструкции с сюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Для проведения эксперимента необходимы сюжетные картинки, приведены на рис. 1,2,3 (Приложение 4), стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
В момент проведения эксперимента педагогу необходимо обратиться к ребёнку со словами: ?Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого?.
При проведении опыта необходимо фиксировать параметры:
время, потраченное на выполнение задания;
количество названных ребёнком отличий;
количество повторов;
неправильно названные отличия;
количество пропущенных отличительных признаков.