Жест как базовая онтологическая единица

Скачать магистерскую диссертацию с рассмотрением реконцептуализация диффузного, рассеянного по дисциплинам, понятия жеста таким образом, чтобы оно стало источником и основой теоретической рефлексии о новой когерентности.
Author image
Askar
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
22.09.2024
Объем файла
2744 Кб
Количество страниц
120
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Основанная в 2002 году междисциплинарная исследовательская организация  — Международное общество изучения жестов (ISGS) определяет жест как «использование рук и других частей тела в коммуникативных целях».  Словарные определения — это, с одной стороны, след «естественной установки», фиксирующей общепринятое понимание феномена, с другой стороны, каркас, формирующий представление о нем в первом приближении. Если синтезировать словарные определения жеста, то можно выделить следующие характеристики: (1) жест почти всегда ассоциирован с рукой: европейская культура «запирает» жест в руке ; (2) роль жеста ограничивается коммуникативной функцией и находится в пределах символического поля; предполагается, что жест может быть расшифрован, «сигнификативно поглощен без остатка» ; (3) жест либо комментирует, дополняет речь (очевидна асимметрия между жестом и речью), либо сам является «немым языком», (4) жест является выражением внутреннего состояния, (5) жест не дифференцирован (единственная дифференциация содержится в определении из Большого психологического словаря).  

Содержание

Введение 4

1 глава. История оптикоцентризма и ее подземное течение. 16

1. 1. Карьера образа и глаза от античности до Бергсона. 16

1. 2 XX век: дрейф от образа к жесту. 24

1. 2. 1. Жан-Люк Нанси: образ-переход, образ-предел. 27

1. 2. 2. Вилем Флюссер: от технообраза к жесту. 29

1. 2. 3. Мартин Хайдеггер: превращение мира в картину. 33

1. 2. 4 Джорджо Агамбен: переход от вечных поз классического мира к чистым средствам. 35

2 глава. Логика: аналитическая часть. 47

2. 1 Взлом «естественной установки» и странность жеста. 47

2. 1. 1 Естественная установка 47

2. 1. 2 Странность жеста 49

2. 2 Кантианская мысль и посткантовская рефлексия: освобождение жеста из образа. 54

2. 3 Луи Альтюссер: клинаменальный отклоняющийся жест. 58

2. 4 Жиль Делёз: пластика территоризационного жеста и жеста абстрактной машины лицевости. 63

2. 5 Ник Ланд: жест-тик. 74

2. 6 Йоэль Регев: феномен жестикуляции внутри коинсидентальной философии. 77

3 глава. Программа: практическая часть. 81

3. 1 Материальные «маски» города 81

3. 2 Нематериальные «маски» Земли 84

3. 2. 1 Земля как рай 84

3. 2. 2 Земля как дом 85

3. 2. 3 Земля как нейтральная окружающая среда 86

3. 2. 4 Земля как мертвое пространство или мертвое тело 87

3. 2. 5 Пролегомены к будущему жест-анализу Земли 88

Заключение 94

Библиография 102

Приложение 1. Иллюстрации пластики территоризационного жеста и жеста абстрактной машины лицевости. 110

Приложение 2. Реконструкция скульптуры Венеры Милосской, выполненная Ф. Равессоном. 112

Приложение 3. Понятие «стиля» у М. Мерло-Понти и его связь с понятием «жеста». 114

Приложение 4. Таблица базисных сред. 116

Приложение 5. Работы Роберта Смитсона. 117

1. Аванесов С. С. Визуально-антропологические коннотации в онтологии Парменида (1) [Электронный ресурс] / С. С. Аванесов // КиберЛенинка : [сайт] — 2015. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualno-antropologicheskie-konnotatsii-v-ontologii-parmenida-1 (дата обращения: 02.06.2023).

2. Аванесов С. С. Зрение и знание в философии Аристотеля [Электронный ресурс] / С. С. Аванесов // КиберЛенинка : [сайт] — 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrenie-i-znanie-v-filosofii-aristotelya (дата обращения: 14.05.2023).

3. Аверинцев С. С. Образ античности [Текст] / С. С. Аверинцев. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — 480 c.

4. Агамбен Дж. Искусство, без–деятельность, политика  [Текст] / Джорджио Агамбен // Социологическое обозрение. – 2007. – №1 (6). – С. 41-46. 

5. Агамбен Дж. Кино Ги Дебора [Электронный ресурс] / Джорджио Агамбен ; пер. с ит. С. Ермакова. // Транслит : лит.-теоретич. журн. — 2012. — URL: http://www.trans-lit.info/vypuski/12-translit (дата обращения: 01.06.2023). 

6. Агамбен Дж. Средства без цели. Заметки о политике [Текст] / Джорджо Агамбен ; пер. с ит. Э. Саттарова. — М.: Гилея, 2015. — 147 с. 

7. Альтюссер Л. Об искусстве [Текст] / Луи Альтюссер ; пер. с фр. М. Гринберга. — М.: V-A-C, press, Artguide Editions, 2019. — 112 c.

8. Асмус В. Собрание сочинений [Текст]. В 7-ми т. Т. 2. Античная философия и эстетика / Валентин Асмус. — М.: ЛЕНАНД, 2015. — 848 с. 

9. Бальзак О. Физиология брака: Размышления [Текст] / Оноре де Бальзак ; [пер. с французского]. — М.: FreeFly, 2006. — 640 с. 

10. Башляр Г. Земля и грезы воли [Текст] / Гастон Башляр; пер. с франц. Б.М. Скуратова. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000. — 384 с.

11. Белый А. Жезл Аарона. Мысль и слово [Электронный ресурс] / Андрей Белый // Проза.ру [сайт]. — URL: https://proza.ru/2020/01/20/1297 (дата обращения: 12.06.2022).

12. Блауберг И. И. Анри Бергсон [Текст] / И. И. Блауберг. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 670 с.

13. Блауберг И. Бергсон и логика воображения [Электронный ресурс] / И. И. Блауберг // КиберЛенинка : [сайт] — 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bergson-i-logika-voobrazheniya (дата обращения: 16.05.2023).

14. Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером [Текст]. В 4-х кн. Кн. 1. Греческая философия / Жан Бофре ; пер. с фр. и послесловие В. Ю. Быстрова. — СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2007. — 252 с. 

15. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Gufo.me. — URL: https://gufo.me/dict/psychologie_dict/%D0%96%D0%95%D0%A1%D0%A2 (дата обращения: 19.05.2023). 

Последнее положение Бальзак комментирует так: «внутренний механизм реальных сил, заложенных в наших мускулах, рассчитан на усилия, в два раза превышающие те, которые мы хотели совершить». Бальзак противоречиво считает жест, с одной стороны, «непосредственным проявлением воли», с другой — он пишет, что жест совершается безотчетно. Человек чрезмерно выразителен, он буквально окутан «различными и одновременными выражениями своей мысли»: взглядом, голосов, дыханием и походкой. Масштаб выразительности превосходит человеческие способности контроля. Подход Бальзака можно охарактеризовать как психологизирующий, поскольку жест является выражением нравственных качеств личности и может обличать порок, а также прескриптивный, поскольку в работе описываются правила для формирования «приятной взору» походки.