Аксиологические основания ведической танатологии в аспектах современного мировоззренческого кризиса
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика диссертационного исследования. Кризисное состояние современной цивилизации обнаруживает настоятельную необходимость в выработке внятной философской парадигмы, которая способствовала бы духовному освоению мира. Иммануил Кант также видел в этом фундаментальную задачу философии. Согласно мировоззрению Канта, именно философская наука должна стать полноценным и фундаментальным рычагом формирования человеческой мысли, именно философия имеет все необходимые инструменты, которые так необходимы для осмысления всего бытия, сущности окружающего мира [1]. Бертран Рассел указывал на проблему формирования мировоззренческой парадигмы в обществе. Он изначально считал, что создание самодостаточной и целостной личности с правильными стремлениями и целями невозможно без самоанализа, активного и тесного взаимодействия личности с окружающим миром. Обществом и другими личностями в целом. Иными словами, без создания правильных взаимосвязей личности и внешнего мира, личность н
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 3
1. ПОИСКИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ, ОСНОВНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ…………………………………………… 12
1.1 Трансформация философского осмысления природы человека в историко-философском срезе………………………………………………………………………. 13
1.2 Современные антропологические концепты в ракурсах мировоззренческого кризиса……………………………………………………………………………………. 17
1.3 Воздействие ключевых идей постмодернизма на формирование современного кризиса идентичности……………………………………………………………………. 32
2. ОСОЗНАНИЕ СМЕРТНОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ ПУРАНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ)…… 45
2.1 Эволюция категорий «жизни» и «смерти» в европейской философской традиции..…………………………………………………………………………. 45
2.2 Древнеиндийская ведическая танатология, философский дискурс.…….. 62
2.3 Сакральное и духовно-трансцендентное значение этапов умирания в «Гаруда-Пурана Сародхара» (Ведической книге смерти)……………………………………… 75
3. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕДИЧЕСКОЙ ТАНАТОЛОГИИ… 84
3.1 Теория самопознания в ведической философии и танатологии…………………………………………………………………………… 84
3.2 Книги мёртвых (Тибетская книга смерти Бордота долл, «Гаруда-Пурана Сародхара», Египетская книга мёртвых, Славянская книга плача, Арс мориенди), философский анализ.………………………………………………………………………………… 98
3.3 Духовные и аксиологические аспекты человеческой самоидентификации через призму ведической танатологии………………………………………………………… 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кант И. Критика практического разума / пер. с нем. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: В.И. Яковенко, 1908. – 167 с.
Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. – М.: Иностранная литература, 1957. – 556 с.
Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Наука самоосознания / пер. с англ. – М.: The Bhaktivedanta Dook Trust, 2014. – 496 с.
Бурак П.М. Мировоззренческий кризис и коэволюционный нигилизм современного общества // Труды БГТУ, 2012. – №5. – С. 92-95.
Жубанов А.К. Струны столетий: Очерки о жизни и творчестве казах. нар. композиторов / Декада казах. искусства и литературы в Москве. – А-Ата.: Казгослитиздат, 1958. – 395 с.
Варавва В.В. Смерть как проблема нравственной философии: На материале русской философской культуры XIX-XX веков: автореферат диссертации: 09.00.05 / Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. – Тула, 2005. – 40 с.
Черкозьянова Т.В. Тенденции кармической обусловленности феномена судьбы в ведантизме // Вестник ОГУ, 2010. – №10 (116). – С. 52-56.
Кант И. Об идее высшего блага как об основании для определения конечной цели чистого разума: собрание сочинений в 8 томах. – Т.3. – М.: ЧОРО, 1994. – 740 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1995. – 310 с.
Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.
Новая философская энциклопедия в 4 т., Ин-т философии Рос. акад. наук, нац. обществ. - науч. фонд; Науч. – ред. совет.: В.С. Степин, М.: Мысль, 2001. – 734 с.Новая философская энциклопедия (в 4-х томах, 2001). Философская антропология // http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/1517/filosofskaya-antropologiya.htmГуревич П.С. Размежевания и тенденции современной философской антропологии / Рос. Акад. Наук, Ин-т философии; П.С. Гуревич, Э.М. Спирова. – М.: ИФ РАН, 2015 – 161 с.
Бхагавад
но и формирование принципов духовности общества, сохранение морали и ценностей в условиях трансгуманизма и других проблем современности. Предметом исследований становится человек как субъект общественной жизни, действующий в изменяющемся и развивающемся социуме.
По мнению ученого А.П. Огурцова общество XXI века встало перед серьезным выбором стратегии дальнейшего развития и поиска путей самоидентификации человека. Если обращаться к содержанию ведического текста «Шримад-Бхагаватам», то можно отметить, что подобная нестабильность является закономерной и свидетельствует о реализации заложенных свыше действий. Иными словами, можно сказать, что все существа, которые развиваются. Живут размножаются в материальном мире, испытывают постоянное беспокойство. Независимо от причин и обстоятельств, беспокойство будет присутствовать, как неотъемлемая часть живого создания [45]. Логично предположить, что сегодняшний человек находится в пространстве гиперреальности, вокруг него постоянно существ