Развитие личности в юношеском возрасте

Скачать магистерскую диссертацию с рассмотрением личность старшеклассника и возможность ее развития путем психологического вмешательства.
Author image
Askar
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
21.09.2024
Объем файла
1642 Кб
Количество страниц
130
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Юношеский возраст - это период жизни, когда человек переживает значительные изменения в своей физической, психологической и социальной сферах. Этот период также является важным для развития личности, так как именно в юности формируются основные черты характера, ценностные ориентации и убеждения.[8]
Актуальность темы заключается в том, что в этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.[17]
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8

1.1. Понятие «личность» в психологии 8

1.2. Развитие личности и его факторы. 10

1.3. Этапы и механизмы развития личности. 14

1.4. Юношеский возраст 19

1.5. Развитие личности в юношеском возрасте 24

1.6. Выводы по первой главе 32

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 34

2.1. Организация, методы и методики исследования 34

2.2. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 35

2.3. Выявление взаимосвязи между изучаемыми параметрами 51

2.4. Выводы по второй главе 67

3.       ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ   ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕМЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 68

3.1. Психологическое вмешательство в виде специально организованных занятий 70

3.2. Оценка результатов формирующего эксперимента 73

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 79

РЕКОМЕНДАЦИИ 80

БИБЛИОГРАФИЯ 82

ПРИЛОЖЕНИЯ 87

1. АБРАМОВА Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999.

2. АЙЗЕНК Г., ВИЛЬСОН Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2012.

3. АКАТОВ Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. - 2014. - № 2 (30) - С. 182-190

4. АЛФЕРОВ А.Д. Психология развития школьников./А.Д. Алферов - Ростов на Дону: «Лабиринт Пресс», 2000.- 358 с.

5. АНАНЬЕВ Б.Г. О проблемах современного человека / Б.Г. Ананьев. - Питер-М, 2007 - 272 с.

6. АНТОНОВА Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2011. - № 2. - С. 79-92.

7. БЕРДЕХАНОВА, В.П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бердеханова // Развитие личности. – 2000. - № 1. – С.11-23.

8. ВОЛКОВ, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с.

9. ВЫГОТСКИЙ, Л.С. Избранные психологические произведения / Лев Семёнович Выготский - Москва, 1960. - 499 с.

10. ГРЕКОВА А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте / Алия Грекова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 706 c.

11. ДАВЫДОВ, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1986. - 230 с.

12. ДУБРОВИНА, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76. 

13. ЖУРАВЛЕВ А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. – 2007. –Т. 28.– № 2. – C. 44–54.

14. Идентичность: Хрестоматия/ Под ред. Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. - 272 с.

15. КЛИМОВ Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Климов Е.А. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

Это означает, что такие люди иногда могут испытывать некоторые проявления агрессии в спонтанных ситуациях, но в целом они довольно спокойны и контролируют свои эмоции. Они не склоны к насилию или конфликтам, но могут реагировать агрессивно в ответ на провокацию или угрозу.
38 испытуемых показало высокие результаты, что говорит о том, что у них наблюдается высокий уровень склонности к проявлению агрессивного поведения в ответ на различные ситуации. Это может быть связано с неустойчивым эмоциональным состоянием, низким уровнем терпимости к стрессу или сильной реакцией на внешние раздражители. Такие люди могут быть склоны к проявлению нервозности, гнева, раздражительности и нетерпимости, что может привести к конфликтам и проблемам во взаимоотношениях с другими людьми.
Самая наименьшая группа испытуемых показало низкие результаты- 22 человека.