Развитие личности в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Юношеский возраст - это период жизни, когда человек переживает значительные изменения в своей физической, психологической и социальной сферах. Этот период также является важным для развития личности, так как именно в юности формируются основные черты характера, ценностные ориентации и убеждения.[8]
Актуальность темы заключается в том, что в этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.[17]
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Понятие «личность» в психологии 8
1.2. Развитие личности и его факторы. 10
1.3. Этапы и механизмы развития личности. 14
1.4. Юношеский возраст 19
1.5. Развитие личности в юношеском возрасте 24
1.6. Выводы по первой главе 32
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Выявление взаимосвязи между изучаемыми параметрами 51
2.4. Выводы по второй главе 67
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕМЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 68
3.1. Психологическое вмешательство в виде специально организованных занятий 70
3.2. Оценка результатов формирующего эксперимента 73
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 79
РЕКОМЕНДАЦИИ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
1. АБРАМОВА Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999.
2. АЙЗЕНК Г., ВИЛЬСОН Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2012.
3. АКАТОВ Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. - 2014. - № 2 (30) - С. 182-190
4. АЛФЕРОВ А.Д. Психология развития школьников./А.Д. Алферов - Ростов на Дону: «Лабиринт Пресс», 2000.- 358 с.
5. АНАНЬЕВ Б.Г. О проблемах современного человека / Б.Г. Ананьев. - Питер-М, 2007 - 272 с.
6. АНТОНОВА Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2011. - № 2. - С. 79-92.
7. БЕРДЕХАНОВА, В.П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бердеханова // Развитие личности. – 2000. - № 1. – С.11-23.
8. ВОЛКОВ, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с.
9. ВЫГОТСКИЙ, Л.С. Избранные психологические произведения / Лев Семёнович Выготский - Москва, 1960. - 499 с.
10. ГРЕКОВА А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте / Алия Грекова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 706 c.
11. ДАВЫДОВ, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1986. - 230 с.
12. ДУБРОВИНА, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
13. ЖУРАВЛЕВ А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Психологический журнал. – 2007. –Т. 28.– № 2. – C. 44–54.
14. Идентичность: Хрестоматия/ Под ред. Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. - 272 с.
15. КЛИМОВ Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Климов Е.А. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
Это означает, что такие люди иногда могут испытывать некоторые проявления агрессии в спонтанных ситуациях, но в целом они довольно спокойны и контролируют свои эмоции. Они не склоны к насилию или конфликтам, но могут реагировать агрессивно в ответ на провокацию или угрозу.
38 испытуемых показало высокие результаты, что говорит о том, что у них наблюдается высокий уровень склонности к проявлению агрессивного поведения в ответ на различные ситуации. Это может быть связано с неустойчивым эмоциональным состоянием, низким уровнем терпимости к стрессу или сильной реакцией на внешние раздражители. Такие люди могут быть склоны к проявлению нервозности, гнева, раздражительности и нетерпимости, что может привести к конфликтам и проблемам во взаимоотношениях с другими людьми.
Самая наименьшая группа испытуемых показало низкие результаты- 22 человека.