Особенности страхов у детей с нарушением зрения
ВВЕДЕНИЕ
Одной из современных тенденций является увеличение количества детей, у которых проявляются различные страхи и это предсказуемо, так как наше общество нестабильно и агрессивно. В настоящее время современные дети смотрят мультфильмы, в которых главные герои – монстры, роботоподобные существа. К этому можно добавить боевики, фильмы ужасов, а также компьютерные игры. Все это дает детям большую психологическую нагрузку. Также это может быть связано не только с индивидуальными особенностями личности детей, но и с наличием тревоги и беспокойства их родителей, большого количества стрессов.
Период младшего школьного возраста связан с переходом ребёнка из детского сада в школу и сопровождается кризисом 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребёнка-школьника. На фоне этого у него может появиться большое количество страхов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ7
1.1. Понятие страха в психолого-педагогической литературе7
1.2. Причины и механизмы возникновения страхов у детей младшего школьного возраста14
1.3. Особенности развития детей с нарушениями зрения19
1.4. Особенности страхов у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения26
Выводы по 1 главе32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ35
2.1. Организация и методы исследования страхов у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения35
2.2. Результаты исследования эмоционального состояния детей младшего школьного возраста38
2.3. Результаты исследования страхов у детей младшего школьного возраста44
Выводы по 2 главе58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ67
ПРИЛОЖЕНИЕ67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдулгалимова С.А. Психологические особенности страхов у детей младшего школьного возраста // Вестник СПИ. 2016. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-strahov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.02.2023).
Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) / Акопян Любовь Суреновна // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, специальность 19.00.07 -педагогическая психология. - Самара, 2011. - 54 с
Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. М.: Психотерапия, 2009. - 272с.
Астапов В. М. Тревожность у детей: ПЕР СЭ; Москва; 2008.
Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Юлия Бердникова. - Санкт-Петербург: Наука и Техника, 2007. – 288с
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2006. - 240 с.
Васильева Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению // Коррекционная педагогика, 2006 г. - № 5-6. - С. 103-110.
Васильева Е.В., Особенности страхов у дошкольников с проблемами в развитии // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск XIX. Сост. и отв. ред Н. М. Чалов. М.: МГПУ. 2004. - С. 52 – 59.
Воробьева Е.В. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением зрения // Евразийский научный журнал. - 2017. - №1. – С. 90-91.
Воробьева Е.В. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением зрения // Евразийский научный журнал. - 2017. - №1. – С. 90-91.
Зрительные образы частично зрячих и слабовидящих, осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образом восприятия нормально видящих, но они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей его сложности [49].
Нарушение зрения оказывает также непосредственное влияние на весь процесс формирования образов в целом. У детей с нарушением зрения зачастую формируются неустойчивые, бедные на детали, часто деформированные зрительные образы [35].
Память детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте так же отличается рядом особенностей: у слабовидящих детей наблюдается неточность восприятия изображенных предметов, они не могут четко дифференцировать чувственные признаки предметов, а продуктивность запоминания зрительно воспринимаемых объектов у них значительно ниже, чем у сверстников с нормальным зрением; недостаточная осмысленность наглядного материала