Анализ методов изучения поведения животных
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изучение поведения животных играет важную роль в широком спектре научных дисциплин, таких как зоология, этиология, психология и нейробиология. Оно позволяет лучше понять механизмы поведения, адаптацию к окружающей среде, взаимодействие с другими особями и обнаружение отклонений в нормальном поведении. Также важно разрабатывать новые методы и техники, которые позволят более точно и надежно изучать поведение животных [66, 78, 97,]. Это подтверждается современными исследованиями в этой области, проведенными Тоньшиным А.А. (Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова), Моисеевой Т.А. (Петрозаводский государственный университет), Здоровьевой Е.В. (Пензенский государственный аграрный университет) и многими другими.
Анализ методов изучения поведения животных имеет практическую значимость для различных областей, включая биомедицинское исследование, фармакологию, ветеринарию и зоопсихологию. Например, в медицинских исследован
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения поведения животных……………………5
1.1. Исторические этапы развития интереса изучения поведения животных.5
1.2. Значение инстинктивного поведения животных в природе……………..9
1.3. Особенности психической деятельности животных……………………21
2. Типы поведения животных………………………………………………….27
2.1. Врожденные формы поведения…………………………………………...27
2.2. Приобретенные формы поведения………………………………………..42
3. Методы и объекты исследований поведения животных…………………..51
3.1. Методы и оборудование для оценки когнитивных функций (память, обучение)………...51
3.2. Методы и оборудование для оценки тревожности………………………57
3.3. Методы и оборудования для оценки социальности……………………...61
3.4. Методы и оборудование для оценки двигательных нарушений………...63
3.5. Объекты исследований поведения животных…………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрашова Т.В., Я.А. Гущин, М.А. Ковалёва, А.В. Рыбакова, А.И. Селезнёва, А.П. Соколова, С.В. Ходько. Физиологические, биохимические и биометрические показатели нормы экспериментальных животных: справочник / СПб.: ЛЕМА, 2013. 116 с.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации, 2009 — 96с.
3. Амикишиева А.В. Поведенческое фенотипирование: современные методы и оборудование // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2009. № 3. С. 529-542.
4. Атлас по биологии. - Пер. с исп.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис. – 2014. – 96 с.
5. Бекофф Марк. Эмоциональная жизнь животных. Издательство: «ИГ "Весь"». – 2012. – 208 с.
6. Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — 864 с.
7. Бирюкова Ю. А. Виды взаимодействия как форма поведения животных и людей / Ю. А. Бирюкова // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 3 ч., Пенза, 05 июня 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 179-182.
8. Верификация теста «Приподнятый крестообразный лабиринт»: метод. указания. М.: ООО «НПК Открытая Наука», 2011. 5 с.
9. Гилберт Уайт. Естественная история и древние памятники Селборна — 1789.
10. Голибродо В.А. Исследование когнитивных способностей лабораторных мышей с использованием генетических моделей: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2014. 27 с.
11. Горина Я.В., О.Л. Лопатина, Ю.К. Комлева, А.М. Иптышев, А.М. Поль-ников, А.Б. Салмина. Восьмирукавный радиальный лабиринт как инструмент для оценки пространственного обучения и памяти у мышей // Сибирское медицинское обозрение. 2016. № 5. С. 46-52.
12. Гусова Б.Д. Физиолого-морфологические особенности мышц радужной форели и терской кумжи / Кцоева И.И., Габолаева А.Р., Гусова Б.Д. // В сборнике: Перспективы развития АПК в современных условиях. Материалы 8-йМеждународной научно-практической конференции. 2019. С. 115-111.
13. Дембовский Я. Психология животных. М.: Издательство ино стр. лит.; 1959. – 386 с.
14. Дж. Романес. Разум животных — 1882.
15. Дженнингс Г.С. Поведение низших организмов — 1904.
16. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981. – 408 с.
17. Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. 5-е издание. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 802 с.
18. Зиновьева С.А.,
Зоопсихология — это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического развития животного, происхождении и уровне психических процессов. Анализируя высшую нервную деятельность, то есть поведение животных, зоопсихолог может оценить особенности возникновения и развития психических процессов у животных, особенности психики животных. Поведение является основой и объектом воздействия психики. Высшая нервная деятельность, психика управляет поведением. Отражая окружающий мир с помощью психики, животное способно ориентироваться в нем и взаимодействовать с внешней средой. Единство психики и поведения выражается термином "психическая деятельность", который относится к двум наукам — зоопсихологии и этологии [31].
Все животные от самых низких до самых высоких характеризуются тем или иным поведением. Хотя все они живут в одном мире, они воспринимают их и реагируют по-разному, поскольку каждое животное лучше всего воспри