Пейзаж в твoрчестве французских рoмантикoв

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Пейзаж в твoрчестве французских рoмантикoв. В работе рассматриваются особенности в изображении пейзажа в художественном тексте.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.09.2024
Объем файла
621 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

В данной работе рассматриваются роль и особенности пейзажа в произведениях французских писателей романтического направления.
В настоящее время словесно-художественный пейзаж является предметом изучения большого количества работ в литературоведении (Е. М. Апенко, М. Ф. Вазина, Б. Е. Галанов, Н. Д. Иванова, Г. Н. Толова, И. О. Шайтанов, Н. А. Шогенцукова и др. ) и в лингвистике (В. А. Кухаренко, И. М. Вознесенская, Ю. Б. Курасовская, Г. И. Лушникова, О. А. Нечаева, В. Н. Рябова, Н. В. Ситянина и др.). Однако нельзя назвать тему исчерпанной, во многих исследованиях, посвященных изучению данной проблематики, словесный пейзаж рассматривается в рамках индивидуального стиля одного автора как представителя определенной эпохи в литературе. В нашей работе предпринята попытка изучить способы описания природы в о французской художественной прозе и лирике ХIХ в., в произведениях, относящихся к романтическому направлению. Пейзажное описание, будучи важным функционально нагруженным компонентом текста, как любой другой изобразительно-выразительный элемент «мира художественного произведения» (термин Д. С. Лихачева), с течением времени имеет тенденцию изменяться.
Изучение литературы невозможно без обращения к проблеме пейзажа. В художественном тексте не только воплощается авторское видение мира, но и отражаются особенности литературного направления. Этому во многом способствуют изображения природы, которые являются неотъемлемой частью литературных произведений.
Анализ описания природы представляется важным для всех, кто изучает иностранный язык, ведь язык автора произведения может сказать о многом: о культуре его страны, принадлежности к литературному течению и т. д.
Актуальность темы определяется тем, что французская литература всегда находилась в поле зрения читателей и критиков, а также возрастающим интересом к исследованиям, ориентированным на комплексный филологический подход к анализу художественного текста, интенсивностью развития современных фиологических исследований, направленных на выявление факторов, обеспечивающих цельность и связность художественного текста, что предполагает рассмотрение и пейзажных описаний в том числе. Рассмотреть литературное произведение под данным углом зрения представляется весьма интересным.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 5

1.1 Роль и функции художественного пейзажа 5

1.2 Виды литературного пейзажа 9

1.3 Эволюция пейзажа в литературе 11

1.4 Пейзаж в романтизме 13

ГЛАВА 2. ПЕЙЗАЖ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНЦУЗСКИХ РОМАНТИКОВ 18

2.1 Природа в произведениях Шатобриана 18

2.2 Выражение национального характера через описание пейзажного пространства в романе «Коринна, или Италия» Ж. де Сталь 23

2.3 Образ природы в стихотворениях сборника «Восточные мотивы» Виктора Гюго 29

2.4 Пантеизм в лирике Ламартина 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аlfrеd dе Mussеt. Mélаngеs dе littérаturе еt dе сritiquе / Аlfrеd dе Mussеt, Раul dе Mussеt. – Раris: Сhаrреntiеr, 1881. – Р. 216.

2. Bаrаt Е. Lе stilе роétiquе еt lа rеvоlutiоn rоmаntiquе. Раris, 1904. 316 р.

3. СHАTЕАUBRIАND, Frаnçоis-Rеné (dе), Œuvrеs соmрlètеs, vоlumе ХVI, Аtаlа, Rеné, Lеs Аvеnturеs du dеrniеr Аbеnсérаgе, sоus lа dirесtiоn dе Béаtriсе Didiеr, Раris, Hоnоré Сhаmрiоn, 2008

4. Сhаtеаubriаnd аnd His Influеnсе оn thе Еаrly Frеnсh Rоmаntiсs' Реrsресtivе оn Nаturе Kyrа Kаlinа Sаnсhеz Сlарреr 2015

5. Dеs Еssаrts, Еmmаnuеl ,Роrtrаit dе Mаîtrеs .Dеuхièmе Éditiоn,Раris,1891.р.21.

6. Lаmаrtinе А. Mеditаtiоns. Раris, 1968. 994 р.

7. Lаmаrtinе А. dе. Rесuеillеmеnts роеtiquеs. Раris, 1884. 382 р.

8. Mаyniаl, Еdmоndе ,Аnthоlоgiе dеs rоmаnсiеrs du ХIХsiесlеs,Сlаssiquе Hасhеttе,р.30.

9. Rоussеаu, Jеаn-Jасquеs. Соntrаt sосiаl. (Раris : Bibliоthèquе Nаtiоnаlе dе Frаnсе, 1762), 50.

10. Stаël Mmе dе. Соrinnе оu l'Itаliе / Mmе dе Stаël. — Раris : Еditiоns Gаllimаrd, 1985. — 632 р.

11. Zâеrân N. Lа nаturе сhеz lеs rоmаntiquеs frаnçаis еt реrsаns // Rеvuе dе Tеhеrаn (Mеnsuеl сulturеl irаniеn еn lаnguе frаnçаisе). 2007. N 14. Jаnviеr.

12. Блох, М. Я. Диктема в уровневой структуре языка / М. Я. Блох // Вопросы языкознания. 2000. №3. С. 56-67.

13. Боева, Н. Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. — 2004. — № 12. — С. 190–194.

14. Воронин, Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р. А. Воронин. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 1-4.

15. Воронин, Р. А. Пейзаж как объект филологического исследования // Актуальные проблемы современной науки. — 2015. — С. 165–167.

16. Горбовская С. Г. Обновление традиций флорообразности во французской литературе начала ХIХ века на примере поэзии Альфонса де Ламартина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. 9. 2011. Вып. 2.

17. Горбовская С.Г. Флорообраз во французской литературе ХIХ века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. 273 с. (17, 25 п. л.).

18. Гюго В. Девяносто третий год. Эрнани. Стихотворения / пер. с фр. Н.А. Жарковой, П.Г. Антокольского. М.: Худ. лит., 1973. С. 230.

19. Зеленцова, С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Орёл, 2013. — 192 с.

20. История фольклористики в Европе [Текст]: Пер. с итал. / [Ред. и вступ. статья Е. Мелетинского]; [Коммент. Л. Б. Розенберга]. – М.: Изд-во иностр. лит., 1960. – С. 213.

21. Каганович, С. Романтизм и Восток / С. Каганович // Вопросы литературы. – 1979 – №2. – С. 153–173.

22. Казакова И.Б. Романтический пейзаж в живописи и поэзии первой половины ХIХ века / И.Б. Казакова, О.Л. Полякова // Журн. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4 (2). – С. 854–857.

23. Литературный энциклопедический словарь / под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -750 с.

24. Матенова, Ю. У. Мифологемы солнца и луны в сборнике В.Гюго «Восточное» / Ю. У. Матенова  // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 353– 355.

25. Мельник Н.Б. Философия природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания / Мельник Н.Б. – Екатеринбург: УрГУ, 2002. – С. 10.

26. Моруа А. Олимпио или жизнь В. Гюго. – М.: Художественная литература, 1983. – М. – С. 105.

27. Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе. — Баку: Язычы, 1991. — 204 с.

28. Нugо V. Lеs Оriеntаlеs. Lеs Fеuillеs d’аutоmnе. – Р.: Еditiоns Gаllimаrd, 1981.

29. Нужная Т. В. Поэтика романов Ж. де Сталь : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Т. В. Нужная. — Санкт-Петербург, 2004 — 166 с.

30. Риффатер, М. Критерии стилистического анализа / М. Риффатер // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 9: Лингвостилистика. - М.: Прогресс, 1980. - С. 69-98.

31. Родионова, И. В. Портрет в строе текста современного английского рассказа / И. В. Родионова. - М., 2003. - 160с.

32. Сталь Ж,. де. Коринна, или Италия / Перевод М. Черневич. М.: Эксмо, 2014. 608 с.

33. Сталь Ж. де. Коринна, или Италия [Электронный ресурс] / Ж. де Сталь; пер. с фр. — Москва : Эксмо, 2014. — Режим доступа : httр://www.litrеs.ru/раgеs/ bibliо_bооk/?аrt=6898511.

34. Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. — Москва : Искусство,1989. — 476 с.

35. Толова, Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Г. Н. Толова. - Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. - С. 3-10

36. Храповицкая Г.Н. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм / А.В. Коровин, Г.Н. Храповицкая; под ред. Г.М. Ковальчук. – М.: Академия, 2007. – С. 4.

Литературный пейзаж можно трактовать как создаваемое при помощи языковых средств визуальное или мультисенсорное (при обязательном наличии визуального компонента) изображение первозданного или содержащего следы человеческого присутствия открытого природного пространства, несущее информационную и эмоционально-эстетическую нагрузку [6]. Как мы можем видеть из данного определения, литературный пейзаж как художественное явление глубок и многогранен, поэтому в научной литературе неоднократно предпринимались попытки создания классификаций литературных пейзажей по различным основаниям. 
Одной из наиболее часто встречающихся является классификация пейзажей по локальному признаку, то есть по географическому расположению изображаемых природных объектов или общему характеру местности. По данному критерию выделяют такие пейзажи, как степной, лесной, морской (марина), горный, городской/урбанистический, деревенский и т.д. По сезонному критерию пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Темпоральный критерий, то есть учёт времени суток, позволяет говорить об утреннем, дневном, вечернем и ночном пейзажах [7]. 
Литературные пейзажи могут также классифицироваться с учётом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения. На основании этого признака выделяют инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи [8]. 
Интерес представляет классификация литературных пейзажей, построенная на базе анализа объёма и локального расположения пейзажа в тексте. В данном случае выделяются следующие виды пейзажей: контурный, или штриховой (пейзаж представляет собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды); дисперсивно-штриховой (несколько штриховых пейзажных описаний распределены по всему произведению); компактно-дескриптивный (пейзаж представлен одной объёмной текстовой единицей); дисперсивно-дескриптивный (по всему повествованию рассеяны подробные ёмкие пейзажные описания) [9].