Методика музыкально-ритмической подготовки спортсменок 7–8 лет в художественной гимнастике
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта. В современной художественной гимнастике спортсменки, представляя индивидуальное или групповое многоборье, выполняют упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и без предмета под музыкальное сопровождение.
Соревновательное упражнение состоит из элементов трудностей тела (прыжки, равновесия, вращения), трудностей с предметами, комбинаций танцевальных шагов.
С начала нового олимпийского цикла 2022–2024 появилась отдельная судейская бригада А, оценивающая артистизм. Сейчас комбинации танцевальных шагов не оцениваются судьями количеством баллов, но за их отсутствие гимнастка наказывается сбавкой.
Сегодня гимнастки, помимо выполнения сложных трудностей тела и предмета, должны уметь танцевать, передавать характер музыкального сопровождения. Для этого в тренировочном процессе должно уделяться время музыкально-ритмической подготовке гимнасток на всех этапах.
Актуальность работы. Н
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Двигательная и эмоциональная выразительность в художественной гимнастике 5
1.2. Развитие пластичности, координации движений и устойчивости гимнасток посредством танцевальных упражнений 6
1.3. Средства и методы музыкально-ритмической подготовки спортсменок 7–8 лет в художественной гимнастике 9
1.4. Особенности развития музыкально-ритмической подготовленности спортсменок 7–8 лет в художественной гимнастике 15
1.5. Танцевальные дорожки в соревновательной композиции гимнасток и требования к ним 16
1.6. Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Задачи исследования 19
2.2. Методы исследования 19
2.2.1. Анализ специальной литературы 19
2.2.2. Педагогические наблюдения 20
2.2.3. Тестирование 20
2.2.4. Педагогический эксперимент 22
2.2.5. Обобщение и анализ результатов с помощью методов математической статистики 23
2.3. Организация исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приложение 1 39
Приложение 2 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Правила художественной гимнастики 2022–2024 гг.
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий – учебное пособие для СПО / составитель Н. А. Александрова. – Спб.: Лань, Планета музыки, 2021. – 624 с.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
Боброва Г. А. Искусство грации: [Для сред. и ст. шк. взраста] / Г. Боброва; [Рис. А. Аникушиной]. – Л.: Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1986.
Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры / под ред. В. М. Смоленского. – изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.
Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии / И. Г. Есаулов. – Спб.: Лань, Планета музыки, 2021. – 160 с.
Карпенко Л. А. О выразительности в гимнастике / Л. А. Карпенко, О. Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д. р. Л. П. Орлова / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2001. – С. 74–77.
Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов / Г. А. Колодницкий. – М.: Гром-Пресс, 1997. – 64 с.
Конеева Е. В. Эстетическая гимнастика: История, техника, правила соревнований: Учебное пособие / Е. В. Конеева, Л. П. Морозова, П. В. Ночевнова. – М.: Прометей, 2013. – 170 с.
Кряж В. В. Гимнастика, ритм, пластика. – М.: Просвещение, 1990. – 170 с.
Лисицкая Т. С. Ритм + пластика: (230 упражнений). – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 160 с.
Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике – учебное пособие для вузов / Т. С. Лисицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 163 с.
Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник / А. М. Максименко. – М.: Издательство Физическая культура, 2005. – 532 с.
Миловзорова М. С. Анатомия и физиология человека. Учебник для хореографических училищ. – М: Медицина, 1972. – 232 с.
Назаренко Л. Д. Пластичность как двигательно-координационное качество / Л. Д. На
Все уроки хореографии должны проводиться с музыкальным сопровождением. Благодаря музыке они становятся сильным средством эстетического воспитания. Гимнастки не только познают основы музыкальной грамоты, но и начинают осознавать красоту и выразительность движений.
Однако музыка на уроках хореографии является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения. Музыкальный ритм, помимо временных соотношений звуков, т. е. разнообразных сочетаний звуков разной длины, заключает в себе некое своеобразное внутреннее состояние, выраженное в характере музыки, в ее динамических оттенках, в построении музыкальной мысли. Отражая эти особенности музыкального ритма, движение получает внутреннюю содержательность и эмоциональную окраску, оставаясь в то же время свободным. [1