Исполнительский анализ Концерта №1 для тубы с оркестром Алексея Лебедева
Введение
Туба – уникальный инструмент, обладающий богатым тембровым звучанием и самым низким регистром в оркестре. Несмотря на то, что её использование в основном связано с оркестровой игрой, в двадцатом веке репертуар для тубы начал пополняться и сольными произведениями.
К сожалению, исполнительское искусство игры на тубе не было широко исследовано музыковедами, и малочисленные труды, посвящённые этому инструменту, написаны в основном исполнителями и педагогами-инструменталистами. Ввиду этого, не так много внимания уделено конкретным произведениям, входящим в стандартный репертуар тубистов всего мира.
В этой связи, целью данной работы является исполнительский анализ Концерта №1 для тубы с оркестром Алексея Лебедева. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать краткую характеристику исполнительскому искусству на тубе.
Ознакомиться с жизненным и творческим путём Алексея Лебедева.
Провести анализ музыкальной формы и содержания произведения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Общая характеристика исполнительства на тубе………………………....5
§2. Сведения о композиторе. Краткая характеристика творчества А. Лебедева.7
§3. Исполнительский анализ Концерта №1 для тубы с оркестром А. Лебедева10
§4 Методические комментарии……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
Список литературы
Аввакумов, В.А. Корифеи искусства игры на тубе. На пути к осмыслению и применению опыта выдающихся мастеров. Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Сб. тр. Вып. 80 / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1985.
Алимов, А.К. К истории советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. – М.: ВДФ при МГК, 1984.
Анисимов, Б.И. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. – М: Музыка, 1979.
Апостолов, П. Музыка для духовых оркестров // История русской советской музыки. – М., 1959.
Апостолов, П. Творческие проблемы духовой музыки // Военная музыка. – М.: ВДФ при МГК, 1968.
Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. – М.: Музыка, 1971.
Аэрофоны // Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1973.
Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. – Л.: Музыка, 1969.
Блажевич, В.М. Школа игры на тубе. – М.: Музыка, 1989.
Блажевич, В.М. Школа коллективной игры на духовых инструментах. – М., 1948.
Болотин, С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.
Горчаков, С. Введение // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1984.
Губарев, И. Духовой оркестр. – М.: Сов. Композитор, 1963.
Диков, Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1962.
Диков, Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз, 1956.
Инструменты для духового оркестра: Учебное пособие для муз. Училищ и вузов, ин-тов искусств и культуры / Ред.-сост. Б. Кожевников. – М.: Музыка, 1978.
Квашнин, К.А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах / К.А. Квашнин; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Кафедра деревянных духовых инструментов. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородской консерватории,
Так, в своей композиторской деятельности он смог совместить решение научно-методических и творческих задач, потому что он как никто осозновал важность специального репертуара для тубы, пройдя весь путь от собственного обучения до преподавания молодым музыкантам.
Важную роль в его творчестве занимали военные песни. Будучи военным и побывав на фронте, он уделил внимание сочинениям патриотического характера в период 1950-1970-х годов, создав более шестидесяти песен – строевых, детских и лирических. Многие из них были изданы и исполнялись на Всесоюзном радио.
Помимо исполнительского и композиторского вклада в искусство игры на тубе, значимой явилась также педагогическая деятельность. Так, с 1950 по 1993 годы Алексей Константинович проработал в Московской консерватории: преподаватель (1950-1970), доцент (1970-1986), профессор (1986-1993) класса тубы. Около двадцати лет помимо класса специального инструмента, вёл класс камерных ан