Интерпретация балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского на Российской и Китайской сцене
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования исходит из величайшей значимости музыкального наследия всемирно известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Талантливый педагог, дирижёр и музыкальный критик, он оставил после себя 10 опер, 3 балета, 6 симфоний и огромное количества романсов и инструментальных работ, большинство из которых стали известными и популярными еще при жизни автора.
Творчество П.И. Чайковского и сегодня популярно во всем мире благодаря понятности его произведений, благодаря тому, что он всегда стремился говорить простым и доступным музыкальным языком, даже тогда, когда отражал на бумаге свои самые сложные, самые глубокие мысли и чувства. Музыка П.И. Чайковского поражает и восхищает слушателя своей искренностью, теплотой и глубиной. Как справедливо отмечал известный музыковед Б.В. Асафьев «Нет области в русской музыке, где бы Чайковский не создал памятного, широко известного произведения, и всюду он, оставаясь самим собой, понятен всем, оттого что он правдиво и просто говорит о человеческом сердце, о радости полноты выраженного чувства и о скорби от сознания» [1, с. 28].
Совершенно неслучайно П.И. Чайковским называют новатором и великим реформатором, вдохнувшим новую жизнь в балетное искусство. В его творчестве пересеклись все стороны и процессы, связанные с проблематикой балетной реформы; его эстетика и образ музыкального мышления стали благодатной почвой для воплощения реформы балетного спектакля.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РАЗВИТИИ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1.1 Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского в контексте аналитического обзора литературы
1.2 Музыкально-сценические особенности балета «Лебединое озеро» и его влияние на становление балетного искусства
ГЛАВА 2 СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ БАЛЕТА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» П.И. ЧАЙКОВСКОГО В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ИСКУССТВЕ
2.1 Особенности интерпретации балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского на российскойсцене
2.2 Воплощение балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского китайскими постановщиками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Асафьев, Б. В. О балете: Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. – 296 с.
Никитин, Б.С. Чайковский. Старое и новое. / Б.С. Никитина – изд.- М.: - Русские композиторы, 1990. 205 с.
Сидельников Л.С. П. И. Чайковский / Л.С. Сидельников – изд. – М.: -Искусство, 1992. – 352 с.
Кашкин, Николай Дмитриевич (1839-1920). Избранные статьи о П. И. Чайковском: [сборник] / Н. Д. Кашкин ; [общая редакция, вступительная статья и примечания С. И. Шлифштейна]. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1954. – 236
Туманина, Надежда Васильевна (1909-1968). П. И. Чайковский [Текст]: путь к мастерству, 1840-1877 гг. / Н. В. Туманина. - Изд. 2-е. - Москва: URSS, 2014. – 577 с.
Асафьев, Б.В. Петр Ильич Чайковский: Его жизнь и творчество / Б. В. Асафьев. – Петрогра : Мысль, 1922. – 183 с.
Дневники П.И. Чайковского. 1873 — 1891. СПб. “Эго”, “Северный олень”. 1993. 294 стр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Петр Чайковский (prozhito.org)
Познанский, А. Н. Чайковский [Текст] / А. Н. Познанский. - Москва: Молодая гвардия, 2010. – 760 c.
Бахрушин Ю. А. Сценическая история балетов Чайковского. -В кн.: Чайковский и театр. Л.-М., ?Искусство?, 1940.
Великие люди: жизнеописания и биография [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.biografguru.ru/about/chaykovskiy/?q=1137&p=3
Красовская, В.М. История русского балета: учеб. пособие / В. М.Красовская. – Л. Искусство. Ленингр. отд-ние, 1978. – 231 с.
Корабельникова Л.З. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. Режим доступа:Чайковский|Балеты (tchaikov.ru)
Богданов-Березовский. В. М. Оперное и балетное творчество Чайковского [Текст]: Очерки. - Ленинград; Москва : Искусство, 1940 (Ленинград). - 120 с.
Ларош. Г. А. (1845-1904). На память о П.И. Чайковском: Ст. Г.А. Лароша и Н.Д. Кашкина. - Москва: Е. Гербек, 1894. - 62 с.,
Но нам важно еще одно обстоятельство - композитор-симфонист, он писал такую партитуру балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовывала сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его формировать развитие событий на сцене, образы их участников – действующих лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. ?Балет – та же симфония?, - скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет ?Лебединое озеро?, он уже тогда мыслил именно так – в его партитуре все взаимосвязано, все лейттемы ?сплетены? в тугой узел, называемой музыкальной драматургией [14, с. 16].
К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера ?Лебединого озера? на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся до уровня его мышления, не оказалось.