Художественное самовыражение как средство психологической коррекции поведения подростков со склонностью к девиациям
Введение
Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется положением подростка в современном непрерывно изменяющемся мире. Подростковый возраст - это переломный момент жизни, так как в это время меняется восприятие, психика, тело, происходит частичная сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы. Возрастной кризис подростка усугубляется кризисом общества, что ставит подростка в критическую ситуацию, обуславливая возможность множественных последствий в этом возрасте: агрессивность, пассивность, безразличие, повышенный уровень тревожности и т.д. Одним из возможных «проблемных» векторов развития личности подростка в данных условиях нам видится в вероятности формирования девиантного поведения.
Осознание собственного перехода в позицию взрослой личности у подростка приводит к желанию изменить что-то в своей жизни, сделать шаг к возможному своему будущему, попробовать себя в различных сферах деятельности. Желание, чтобы окружающи
Содержание
Введение 5
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы коррекции поведения подростков со склонностью к девиациям 9
1.1 Феномен девиации в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 9
1.2 Усвоение норм поведения подростками в онтогенезе 18
1.3 Психологические особенности личности в подростковом возрасте 24
Выводы по главе I 31
Глава II. Эмпирическое исследование эффективности использования средств художественного самовыражения в коррекции поведения подростков со склонностью к девиациям 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
2.3 Реализация и результаты программы по коррекции поведения подростков со склонностью к девиантному поведению средствами арт-терапии 47
Выводы по главе II 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Список использованных источников
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной̆ психологии / А. Адлер; [пер. с англ. А. Боковикова]. - Москва: Акад. Проект, 2007. -232 с.
2. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.
3. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: собрание сочинений Ш. А. Амонашвили : в 20 кн. / [редкол.: М. В. Богуславский (гл. ред.) и др.] ; Междунар. Центр гуманной педагогики. - 2-е изд. – Москва : Амрита-Русь, 2014-.
4. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник ТГПУ, 2009. - Выпуск 9 (87). - С. 21-32.
5. Андронникова О.О. Роль семьи в формировании неадаптивных форм поведения детей / О.О. Андронникова // Семья в ХХI веке: сб. мат-лов Международного экспертного симпозиума. - Новосибирск, 2013. - С. 156-164.
6. Антонович И. В. Методы профилактики поведения подростков / И. В. Антонович, Т. В. Чуканова // Социология в современном мире : наука, образование, творчество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/images/welcome1.jpg
7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. /Л.В. Артемова /- М.: Просвещение, 2000. - 122с.
8. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: дисс. Канд. Псих. Наук. Казань, 2011.
9. Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи: Учеб. Пособие / Н. А. Батурин; М-во общ. И проф. Образования Рос. Федерации. Юж.-Урал. Гос. Ун-т. – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 1999. – 99 с.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн [пер. с англ. А.А. Грузберга]. – М.: Э, 2016. – 252с.
11. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн; терминологическая правка В. Данченка – К.: PSYLIB, 2004.
12. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоюз. О-во «Знание». - М.: Знание, 1979. - 40 с.
13. Бочаров А.К. Разработка кинотерапевтического тренинга направленного на психологическую помощь подросткам в процессе самоопределения // Психологические исследования. - 2008. - №6.
14. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
15. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. -М.: Ось- 89, 2007.
16. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. - 300 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
17. Гилинский Я.И. Социология
Подросток берет курс на взрослый мир, ищет свое место в обществе, пытается стать значимым. Как правило, это проявляется в копировании поведения, определяемого в модели ребенка как «взрослое». Одни примеряют на себя, то что детям обычно запрещено - употребление ругательств, алкоголя и сигарет, пользование косметикой; у других - в ответственном поведении, самовоспитании и сотрудничестве со взрослыми.
Самосознание в этот момент характеризуется также двойственностью образа Я (хочу быть как все; и хочу быть уникальным). Это объясняет податливость групповому влиянию и одновременное стремление как-то выделиться в группе.
Изменяются основания самооценки и отношения к себе: формируются под влиянием значимых других.
Еще одной важной особенностью подросткового поведения является хобби-реакция, так как увлечения могут лежать в основе нарушений поведения. По мнению А.Е. Личко, «увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компоненто