Применение опорных схем в школьном изучении рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Введение
Актуальность исследования. В условиях повышения требований к современному школьнику всё более актуальным становится вопрос о переизбытке информации и знаний, получаемых в школе. Выявлено, что материал лучше запоминается, если из большого количества информации выделить наиболее существенное, что даст возможность систематизировать и обобщить весь объём информации, разделить на смысловые части и блоки. Такой подход к изучению нового материала позволит лучше его запомнить и осмыслить.
Актуальность темы обусловлена тем, что недостаточная систематизация учебного материала приводит к проблеме усвоения обучающимися теоретических знаний и практических навыков на уроках в школе. Одним из способов систематизации и обобщения материала является использование опорных схем на уроках литературы. Они структурируют, выделяют в информации главное и, благодаря своей краткости и наглядности, помогают лучше запомнить изученное.
Эффективность использования опорных схем обеспечена стремлением п
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Применение опорных схем на уроках литературы в контексте с требованиями ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся: теоретический и методический аспекты 6
1.1. Использование опорных схем в условиях ФГОС ООО 6
1.2. Особенности составления опорных схем 11
Глава 2. Особенности моделирования опорных схем при изучении произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» 18
2.1. Современные подходы к изучению рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» и специфика разработки опорных схем при его изучении 18
2.2. Методические предложения по использованию опорных схем при изучении рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» в современной школе 26
Заключение 40
Список литературы 42
Список использованной литературы
1. Апакетова, Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе / Е.В. Апакетова // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – С. 35-41. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245 (дата обращения 15.02.2023).
2. Беленький, Г. И. Методические советы к учебнику для 9 класса: пособие для учителя / Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2010. – 149 с.
3. Бокова, Л.М. Русский национальный характер в малой прозе Солженицына / Л.М. Бокова, Д.М. Бокова // Сборник статей III Международной научно-практической конференции – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 80-82.
4. Виноградов, С. Система Шаталова – в чём суть? / С. Виноградов // Наука и жизнь. – 2009. – №2. – С. 45-61.
5. Голубков, М.М. Русская литература XX века: учебное пособие для вузов / М.М. Голубков. – М.: Юрайт, 2023. – 238 с.
6. Голубков, М.М. Александр Солженицын / М.М. Голубков. – М.: МГУ М.В. Ломоносова, 2001. – 112 c.
7. Гурьев, А.И. Развитие творческой активности учащихся при использовании опорно-логических схем / А.И. Гурьев // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №1. – С. 107-111.
8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
9. Дыханова, Б.С. Мифы и реальность в школьном литературном образовании (попытка демифологизации) / Б.С. Дыханов // Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Голицино, 1999. – С. 53-58.
10. Завершинская, Л.А. От опорного конспекта к опоре-трансформеру / Л.А. Завершинская // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2020. – № 2(6). – С. 92-104.
11. Караваева, Т.П. Образ праведника в рассказах «Живые мощи» И.С. Тургенева и «Матрёнин двор» А.И. Солженицына / Т.П. Караваева // Творческое наследие И.С. Тургенева в образовательном пространстве ХХI века: Материалы республиканск
С.В. Виноградов, в свою очередь, отмечает существенный недостаток использования опорных конспектов и схем: «… очень часто процесс познания в обучении может закончиться простым запоминанием схем» [4, с. 45]. Именно для того, чтобы не допустить подобного, важно научить обучающихся грамотно использовать и составлять опорные схемы и конспекты.
Перед введением в учебный процесс использования данного конспекта с обучающимися необходимо провести вводный урок, где требуется рассказать о понятиях «опорная схема» и «опорный сигнал». Задача учителя на данном этапе работы – ознакомить с принципами и особенностями составления схем и дальнейшего их прочтения.
По мнению В.В. Давыдова, «очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Надо заметить к тому же, что работа с опорами требует наличия их в комплекте у каждого учителя» [7, с. 148]
Опорные схемы универсальны. Используя их, можно работать как в средней школе, так и основной. Опорные схемы стоит использовать при изучении нового материала, при повторении и за