Применение опорных схем в школьном изучении рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Скачать дипломную работу на тему: "Применение опорных схем в школьном изучении рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»". В которой определены особенности составления «опорных схем». Разработаны предложения по использованию опорных схем при изучении рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.09.2024
Объем файла
635 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2200 руб.
2750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. В условиях повышения требований к современному школьнику всё более актуальным становится вопрос о переизбытке информации и знаний, получаемых в школе. Выявлено, что материал лучше запоминается, если из большого количества информации выделить наиболее существенное, что даст возможность систематизировать и обобщить весь объём информации, разделить на смысловые части и блоки. Такой подход к изучению нового материала позволит лучше его запомнить и осмыслить.
Актуальность темы обусловлена тем, что недостаточная систематизация учебного материала приводит к проблеме усвоения обучающимися теоретических знаний и практических навыков на уроках в школе. Одним из способов систематизации и обобщения материала является использование опорных схем на уроках литературы. Они структурируют, выделяют в информации главное и, благодаря своей краткости и наглядности, помогают лучше запомнить изученное.
Эффективность использования опорных схем обеспечена стремлением п

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Применение опорных схем на уроках литературы в контексте с требованиями ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся: теоретический и методический аспекты 6

1.1. Использование опорных схем в условиях ФГОС ООО 6

1.2. Особенности составления опорных схем 11

Глава 2. Особенности моделирования опорных схем при изучении произведения А.И. Солженицына «Матренин двор» 18

2.1. Современные подходы к изучению рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» и специфика разработки опорных схем при его изучении 18

2.2. Методические предложения по использованию опорных схем при изучении рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» в современной школе 26

Заключение 40

Список литературы 42

Список использованной литературы
1. Апакетова, Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе / Е.В. Апакетова // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – С. 35-41. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245 (дата обращения 15.02.2023).
2. Беленький, Г. И. Методические советы к учебнику для 9 класса: пособие для учителя / Г.И. Беленький. – М.: Мнемозина, 2010. – 149 с.
3. Бокова, Л.М. Русский национальный характер в малой прозе Солженицына / Л.М. Бокова, Д.М. Бокова // Сборник статей III Международной научно-практической конференции – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 80-82.
4. Виноградов, С. Система Шаталова – в чём суть? / С. Виноградов // Наука и жизнь. – 2009. – №2. – С. 45-61.
5. Голубков, М.М. Русская литература XX века: учебное пособие для вузов / М.М. Голубков. – М.: Юрайт, 2023. – 238 с.
6. Голубков, М.М. Александр Солженицын / М.М. Голубков. – М.: МГУ М.В. Ломоносова, 2001. – 112 c.
7. Гурьев, А.И. Развитие творческой активности учащихся при использовании опорно-логических схем / А.И. Гурьев // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №1. – С. 107-111.
8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
9. Дыханова, Б.С. Мифы и реальность в школьном литературном образовании (попытка демифологизации) / Б.С. Дыханов // Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Голицино, 1999. – С. 53-58.
10. Завершинская, Л.А. От опорного конспекта к опоре-трансформеру / Л.А. Завершинская // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2020. – № 2(6). – С. 92-104.
11. Караваева, Т.П. Образ праведника в рассказах «‎Живые мощи»‎ И.С. Тургенева и «‎Матрёнин двор» А.И. Солженицына / Т.П. Караваева // Творческое наследие И.С. Тургенева в образовательном пространстве ХХI века: Материалы республиканск

С.В. Виноградов, в свою очередь, отмечает существенный недостаток использования опорных конспектов и схем: «… очень часто процесс познания в обучении может закончиться простым запоминанием схем» [4, с. 45]. Именно для того, чтобы не допустить подобного, важно научить обучающихся грамотно использовать и составлять опорные схемы и конспекты. 
Перед введением в учебный процесс использования данного конспекта с обучающимися необходимо провести вводный урок, где требуется рассказать о понятиях «опорная схема» и «опорный сигнал». Задача учителя на данном этапе работы – ознакомить с принципами и особенностями составления схем и дальнейшего их прочтения.
По мнению В.В. Давыдова, «очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Надо заметить к тому же, что работа с опорами требует наличия их в комплекте у каждого учителя» [7, с. 148]
Опорные схемы универсальны. Используя их, можно работать как в средней школе, так и основной. Опорные схемы стоит использовать при изучении нового материала, при повторении и за